Санкции, введенные США против СССР остановили «холодную войну».
Джон Маккейн - ветеран войны во Вьетнаме, экс-кандидат на пост президента США и активный сторонник «закона Магнитского» - сенатор-демократ Бен Кардин ответили на вопросы RFI в Вашингтоне через несколько дней после того, как в США был обнародован «список Магнитского».
Он рассказал, почему Евросоюз должен работать над введением аналога американского «закона Магнитского», и прокомментировал позицию Владимира Путина о запрете американского усыновления российских детей-сирот.
- Некоторые европейские парламентарии уже выступили за введение общеевропейских санкций в отношении российских чиновников из «списка Магнитского», однако политологи утверждают, что Евросоюз может не пойти до конца, в частности, из-за российского газа. Как вы оцениваете шансы Европы в этом вопросе?
- Обычно европейцы лидируют по таким досье, т. к. у них есть чувство ответственности. Я надеюсь, угрозы г-на Путина в других областях, не запугают их. Но самое важное очевидно: мы должны вступаться за такие вещи. И мне кажется, что санкции – это единственное, что могло бы сдержать поведение России. Когда много лет назад мы принимали поправку Джексона-Вэника (поправка 1974 года предполагала ограничение торговых отношений с СССР), все говорили: это отяготит наши отношения с Советским союзом и т.д. Но в конечном итоге, это способствовало прекращению холодной войны. Таким образом, я надеюсь, что законодательная деятельность в отношении дела Сергея Магнитского образумит Владимира Путина. Мне кажется, его манера поведения – диктаторская. Например, все эти новые законы, которые преследуют НКО, т.е. организации, которые помогают развитию демократии на месте.
- Была еще одна законодательная инициатива, т.н. «закон Димы Яковлева», запрещающий американское усыновление российских детей-сирот. Как вы на это смотрите?
- Он наказывает детей. Детей, которые теперь останутся в детских домах вместо того, чтобы иметь нормальную жизнь в Соединенных Штатах. Это прискорбно.
Сенатор-республиканец Джон Маккейн встретился с семьей Сергея Магнитского в Конгрессе США. Джон Маккейн начал с того, что пообещал им, что «сенаторы и дальше будут продолжать добиваться правосудия для благородного человека, каким был Сергей Магнитский». При этом сенатор добавил, что погибший российский юрист сделал многое «для свободы и демократии» и «виновные в его убийстве должны понести наказание». Сенатор-республиканец пообещал, что продолжит работу по расширению списка.
Примечательно, что за закон выступали не только республиканцы, но и демократы Конгресса США, и во время встречи с семьей Магнитского они неоднократно говорили, что ни у кого не было мысли принимать «антироссийский закон», главной целью конгрессменов была «борьба за права человека».
Мать Магнитского заявила, что у нее нет ощущения, «что закон направлен против России».
Сенатор Кардин в присутствии Натальи Магнитской заявил: «От всех стран мы требуем соблюдения закона». Россия, по словам сенатора-демократа, этого правила не придерживалась: «Доказательством является то, каким образом Сергей Магнитский погиб. И те, кто виновен в его смерти, так и не предстали перед правосудием».
«закон Магнитского» был принят в США в конце 2012 года и вызвал бурю возмущения у российских властей. В ответ Госдума приняла так называемый «антимагнитский закон», в котором содержится запрет на усыновление российских сирот американскими гражданами.
Обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов юрист и аудитор фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский умер в московском следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Причиной его смерти была названа острая сердечнососудистая недостаточность. 19 марта СК РФ прекратил уголовное дело по факту смерти Магнитского за отсутствием события преступления.