Квартальные статистические данные свидетельствуют о рецессии в белорусской экономике.
Несмотря на то что ВВП по отношению к I кварталу прошлого года вырос, по предварительным данным, на 3,5%, абсолютные показатели свидетельствуют о том, что по отношению к предыдущему кварталу ВВП снизился. И так уже второй квартал подряд.
Действительно, ВВП в размере 123,3 трлн. BYR оказался меньше по своему абсолютному значению размеров ВВП за любой квартал прошлого года кроме первого, когда ВВП (в текущих ценах) составил 106,6 трлн. BYR. И, по большому счету, только подозрительно низкое значение дефлятора позволило показать относительный рост 3,5%, пишет газета «Белорусы и рынок».
Дефлятор ВВП (который переводит ВВП в текущих ценах в сопоставимые) за I квартал составил 111,7%, притом что индекс потребительских цен квартал к кварталу составил 122%, цен производителей промышленности - 118,8%, сельхозпродукции - 120,8%, строительства - 130,5%, тарифов на услуги связи - 129,5%, на перевозку грузов - 127,1%, и только индекс оптовой торговли снизился на 0,2%.
Однако не так уж важно, называть нынешнее состояние всей белорусской экономики рецессией или нет, гораздо важнее, что рецессия очевидна в промышленности, которая ранее всегда являлась основой ВВП.
Именно промышленность внесла основной отрицательный вклад в ВВП в I квартале текущего года, снизив темп роста на 0,4 процентного пункта, так как сама промышленность уже без всяких статистических уловок продемонстрировала снижение объемов производства. Общий уровень спада по сравнению с I кварталом прошлого года составил 1,1%.
Промышленность сокращает объемы практически уже более полугода - начиная с июля прошлого года (когда сворачивалась "растворительная" схема). Каждый месяц шло снижение производства к предыдущему месяцу.
Впрочем, в марте по отношению к февралю отмечен рост сразу на 5,8%. Пока рано говорить, что это смена тренда.
Во-первых, февраль на несколько дней короче марта, соответственно, и объемы выпуска в этом месяце всегда меньше. Во-вторых, по отдельным позициям промышленности, по которым отмечается рост, одновременно фиксируется увеличение запасов на складах. Так, в целом по промышленности уровень запасов за март вырос с 75,2% месячного объема производства до 79,7%. То есть почти 5% месячного объема производства дополнительно легло на склад в марте, а это и есть, по сути, весь рост.
На 1 апреля на складах скопилось продукции на 32,33 трлн. BYR, что составляет порядка 26% абсолютного значения ВВП за I квартал. Причем 32,17 трлн. BYR приходится на обрабатывающую промышленность.
Самые большие "вкладчики" по абсолютной величине - это производство машин и оборудования (9,2 трлн. BYR), пищевая промышленность (6,5 трлн. BYR), производство транспортных средств и оборудования (3,3 трлн. BYR), которые дают более 60% всех запасов.
Обращает на себя внимание то, что это именно те отрасли, на которых держится несырьевой реальный сектор белорусской экономики. Ведь сюда входят основные флагманы так называемого сборочного цеха, а также все сельхозпереработчики. Очевидно, что производить продукцию на склад их заставляет отсутствие спроса на внешних рынках.
Похоже, в настоящее время правительству необходимо писать очередную антикризисную программу и искать выход из рецессии.
Однако 19 апреля во время своего послания Лукашенко, который также отметил рост складских запасов, поставил им более "конкретную" задачу. "В чем дело? Я своего требования к правительству быть одним большим Министерством торговли не отменял. И попрошу немедленно подключить местные органы власти и выдать конкретный результат по разгрузке складов!" - заявил он.
Можно не сомневаться, что после данного окрика склады уже в апреле немного "похудеют" - по крайней мере, на бумаге. Вот только проблем с производством это не решит.