Каким будет Чернобыльский шлях-2013 рассказал charter97.org ответственный секретарь оргкомитета партии «Белорусская христианская демократия» Денис Садовский.
- Есть такое мнение, что Чернобыльский шлях – это чисто политическое мероприятие. С другой стороны, в последние годы люди не так активно участвуют в этой акции. Как Вы можете прокомментировать это?
– Это связано, скорее, с общим страхом. Даже когда оппозиционная акция и разрешена властями, люди все равно боятся попасть на сутки или просто не ходят, чтобы не нажить проблем. Это тот страх, которого система добивалась последние 16 лет. Но я могу сказать – не стоит бояться, приходите на Чернобыльский шлях.
Я не согласен с тем, что Чернобыльский шлях – исключительно политическая акция. Во время этой акции мы вместе с другими партиями и организациями будем говорить о том, что касается каждого жителя Беларуси.
- Когда и почему оргкомитет создания БХД начал участвовать в традиционном Чернобыльском шляхе?
– Мы участвуем в Чернобыльcком шляхе с момента создания оргкомитета партии в 2005 году. До этого лидеры БХД Павел Северинец и Виталий Рымашевский участвовали в этом мероприятии как представители «Молодого фронта» и ОГП. Мы никогда не пропускаем этого события. Даже когда в 2008 году часть оппозиционных партий заявила, что Чернобыльский шлях утратил свою актуальность и не стоит его проводить, мы выступили с инициативой все же не останавливать этого движения. Для нас поддержка темы Чернобыля – это не самопиар: мы все должны поднимать эту проблему в обществе. Проблемы же остались: территории загрязнены; неизвестно, что мы употребляем в пищу; ликвидаторов не считают за людей; то, что они сделали, пожертвовав своим здоровьем и жизнью, не ценится.
Еще одна причина нашего активного участия в Чернобыльском шляхе – это память о профессоре Иване Никитченко, который был членом нашей партии. Он был членом-корреспондентом Национальной Академии Наук Беларуси, ученым, который занимался исследованием чернобыльской проблематики, проблем загрязненных территорий.
- Насколько антиядерным будет Чернобыльский шлях в этом году? Чего нам ожидать?
- Во первых, в этом году Чернобыльский шлях пройдет под лозунгом «Нет АЭС!».
Во-вторых, на Чернобыльском шляхе, конечно, в первую очередь должны подниматься вопросы экологии. Но, с другой стороны, чернобыльская проблематика и авария на ЧАЭС – это не только экологическая катастрофа, но и политическая трагедия советской системы, которая допустила ее. И то, что сейчас строится Островецкая АЭС – политическая проблема! И не только экологи должны ею заниматься. Дело в том, что власти Беларуси строят АЭС, не согласовав это с обществом, не проведя серьезной экспертизы, не обращая внимания на замечания со стороны международного сообщества. То, что АЭС строится, - это еще одна катастрофа, которая может привести к новому Чернобылю. Поэтому заниматься антиядерной проблематикой нужно совместно – и экологам, и политикам, и обществу.
- Почему, как вы считаете, во всем мире отказываются от мирного атома, а у нас только начинается строительство АЭС?
- Трудно ответить, почему. Главное, что Беларуси и ее народу Островецкая АЭС действительно не нужна: так считают и экономисты, и экологи. Возможно, решение властей все же начинать строительство связано с некоторыми просьбами или давлением со строны России, так как строительство осуществляется Россией за ее же кредит. В демократическом государстве, если бы кто-то экономически и экологически обосновал эффективность и безопасность такого строительства, все равно необходимо было бы начинать с общественного обсуждения. Возможно, с референдума. Но это в демократической стране.
Сейчас, я считаю, референдум проводить не имеет смысла – мы все знаем, какой результат мы получим при этой власти. Но в демократическом государстве референдум мог бы стать отправной точкой общественных обсуждений. В теперешних условиях БХД, безусловно, выступает за безусловную остановку строительства Островецкой АЭС.
Может быть, для кого-то Чернобыль уже не такой актуальный, и современная власть пытается замолчать чернобыльскую проблематику, рассказывая о том, что вопрос решается – люди возвращаются, поля засеваются. Но на самом деле ничего не закончилось и не решилось. И та беда, которую принес Чернобыль в Беларусь, дает нам основания для очень серьезного отношения к вопросу строительства АЭС на территории Беларуси.
Интервью взяла Ганна Нежавец