Источник в правительстве Беларуси подвердил факт "нефтяного" шантажа со стороны России.
Предложенная де-факто российской стороной увязка поставок нефти и подписание нефтяного баланса на этот год с непрофильными вопросами приватизации промпредприятий противоречат ранее подписанным соглашениям в рамках Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, заявил агентству "Интерфакс-Запад" источник в органах госуправления.
"Увязка объемов поставок нефти в Беларусь в этом году и подписание годового баланса с неотраслевыми вопросами – созданием совместных предприятий в машиностроении и других отраслях, противоречит основополагающим документам по созданию Единого экономического пространства, которые были подписаны президентами трех стран и утверждены национальными парламентами", - сказал источник.
Он подчеркнул, что "данная позиция белоруской стороны в равной степени разделяется крупными российскими нефтяными компаниями, которые осуществляют прямые поставки нефти в Беларусь и давальческую переработку нефти на белорусских НПЗ и поэтому остро заинтересованы в наличии решения о согласованных и гарантированных объемах поставки нефти в Беларусь".
Собеседник напомнил, что в соответствии с подписанным в декабре 2010 года соглашением по развитию общего рынка нефти в рамках ЕЭП, на подписание индикативных нефтяных балансов уполномочены компетентные органы: от Беларуси – Минэкономики и концерн "Белнефтехим", от России – Минэнерго, от Казахстана – министерство нефти и газа. В декабре 2011 года российскими нефтяными компаниями, с одной стороны, и Минэкономики Беларуси, концерном "Белнефтехим", белорусскими НПЗ - с другой, был подписан протокол, которым были согласованы условия поставок нефти в Беларусь до 2016 года.
Между тем, "российская сторона в лице вице-премьера Аркадия Дворковича перевела нефтяные переговоры на правительственный уровень, увязывая их с решением вопросов по участию не имеющих отношения к нефтяному рынку компаний РФ в приватизации белорусских госпредприятий", - подчеркнул источник. По его мнению, "данная протекционистская политика российского вице-премьера в целом противоречит интеграционной политике, которая реализуется президентами наших стран".
Он также утверждает, что "протекционистская политика Дворковича сказалась и на нефтяных отношениях России с Казахстаном – эта страна прекратила покупку российской нефти и импорт российских нефтепродуктов".
Собеседник также констатировал, что отсутствие конкретных договоренностей по годовому балансу поставок нефти оказывает негативное влияние на деятельность как российских, так и белорусских профильных компаний. "Российские компании, с учетом высокой эффективности их бизнеса, заинтересованы в расширении нефтепереработки в Беларуси. Белорусским НПЗ также необходимы гарантии загрузки мощностей. Но в условиях отсутствия нефтяного баланса участники рынка с обеих сторон не могут подписать договора на год, что дестабилизирует их деятельность", - пояснил источник.
Он напомнил, что руководство Минэнерго РФ в апреле заявило о готовности согласовать и подписать годовой нефтяной баланс с Беларусью до 15 июня этого года. "Пока переговоры с Минэнерго РФ продолжаются в конструктивном русле, но в околоправительственных российских СМИ появляется информация о возможном сокращении поставок нефти в связи с паузой в диалоге по приватизации", - отметил собеседник.
При этом он подчеркнул, что белорусская сторона "безусловно выполняет свои обязательства по поставке нефтепродуктов на российский рынок в соответствии с потребностями, которые определяет Минэнерго РФ". Так, за 4 месяца поставки белорусских нефтепродуктов в РФ превысили 500 тыс. тонн.
По словам источника, чтобы избежать возможного обострения отношений в нефтяной сфере, "белорусские и российские профильные компании предлагают вернуть переговорный процесс на прежние рельсы, то есть на уровень, определенный соглашениями по созданию ЕЭП".
Как сообщалось, Беларусь и Россия пока не смогли подписать индикативный баланс поставок нефти на 2013 год. Белорусская сторона запрашивает на этот год 23 млн тонн (по 5,75 млн тонн ежеквартально), российская сторона ранее констатировала готовность поставить 18,5-21,5 млн тонн нефти. На I-II кварталы поставки согласованы в объеме 5,75 млн тонн. Переговоры о поставках нефти идут параллельно с обсуждением пяти интеграционных проектов в промышленности, готовность к реализации которых была подтверждена сторонами на правительственном уровне.
Между тем, Александр Лукашенко 19 апреля заявил о неготовности белорусской стороны к приватизации своих промпредприятий в данное время с учетом негативного влияния глобального кризиса на оценку активов и просил "братьев" с российской стороны "не наклонять" Минск по этому поводу.