Трагическая гибель пациентки частного медицинского центра может стать поводом для нового этапа национализации.
И это будет серьезный прецедент, поскольку впервые такая мера может быть применена в отношении бизнеса, созданного собственниками «с нуля» и без участия государства.
По итогам служебного расследования «Экомедсервис» уже лишен лицензии на оказание анестезиолого-реанимационной помощи. «С целью контроля за организацией медицинской помощи и принятия управленческих решений» в СООО «Экомедсервис-медицинский центр» назначен представитель Минздрава, а 8 мая специально созданная для проверки работы центры рабочая группа предоставит результаты и оргвыводы, пишет «Завтра твоей страны».
«Экомедсервис» — бизнес, созданный собственниками «с нуля» и без участия государства. Этим он и отличается от предприятий и активов, которые перешли под контроль государства в течение последних десяти лет. Большинство из них — это бизнесы, которые были созданы в результате приватизации на базе бывшей советской собственности. Состоявшаяся их фактическая национализация была представлена как восстановление имущественных прав правопреемника БССР — Республики Беларусь.
За последние десять лет, когда государство посчитало необходимым взять под контроль многие крупные предприятия страны. В каждом из этих случаев были свои мотивы и свои механизмы. Предыдущий пик этой активности приходился на 2004-2005 годы, нынешний — на два последних года. Вот наиболее яркие примеры национализации:
«Луч», 2012-2013
В 2013 году государство стало крупнейшим акционером МООАО «Луч» — управляющая компания холдинга «Обувь-Луч» — с 0,015% его доля выросла до 21%.
За безвозмездную передачу правительству акций проголосовала часть акционеров «Луча», «Отико» и «Сивельги».
Альтернативой, за которую выступала другая группа акционеров, должно было стать привлечение стратегического инвестора из-за рубежа.
«Красный пищевик», 2012-2013
Сначала в 2012 году в судах органы власти добились возвращения ранее приобретенного частными акционерами крупного пакета фабрики, а в 2013 году через допэмиссию довели свою долю до контрольной — с 36% до свыше 50%.
«Коммунарка», «Спартак», 2012
Здесь государство на основании указа президента реализовало свое преимущественное право на выкуп акций, полученных в результате льготной приватизации. Но для контроля пакета оказалось недостаточно, а попытки увеличить долю и влияние через допэмиссии были отвергнуты акционерами. Тогда наблюдательные советы были распущены, фабрики возглавили чиновники. Высший хозяйственный суд установил нарушения при проведении приватизациифабрик, их устранение привело к восстановлению прав государства на 57% акций «Коммунарки» и 60% «Спартака».
«Керамин», 2011
Доля государства в конце 2011 года через допэмиссию была доведена с 3% до 57%. Акционерами являются свыше 2870 человек, в основном — члены трудового коллектива и пенсионеры.
«Пинскдрев», 2011
Трагедия, унесшая жизни 14 сотрудников предприятия, привела к смещению наблюдательного совета и введению прямого государственного управления в холдинге. Государство не имело доли в нем, поэтому понадобился специальный документ — указ президента. Против части менеджеров и акционеров были возбуждены уголовные дела. Генеральный директор Лоран Аринич в 2012 году был задержан в Польше и сейчас решается вопрос о его экстрадиции.
Жабинковский сахарный завод, 2005
В 2005 году на благополучном предприятии, владельцем контрольного пакета которого были частные акционеры, по инициативе «Белгоспищепрома» была введена на два года золотая акция. С ее помощью представители власти провели через собрание акционеров решение об увеличении госдоли до контрольной через допэмиссию.
Мозырский нефтеперерабатывающий завод, 2005
В рамках этого предприятия в основном члены трудового коллектива и пенсионеры Мозырского нефтеперерабатывающего завода с момента его приватизации владели 12,25% акций завода. В 2005 году государство, не имея ни одной доли в нем, добилось сначала введения «золотой акции», а потом с ее помощью продажи в госсобственность 98,84% доли «МНПЗ плюс» по номинальной стоимости. Это был стратегический ход, который позволил (правда, за счет, миноритариев) аккумулировать контрольный пакет Мозырского НПЗ.
«Белмедпрепараты», 2004
В 2004 году Высший хозяйственный суд установил, что приватизация одного из крупнейших фармацевтических предприятий страны «Белмедпрепараты» (она состоялась в 1995 году), была проведена с нарушениями законодательства. «Белмедпрепараты» стали государственным предприятием.