Зависимость белорусской промышленности и ЖКХ от поставок газа из России уже стала притчей во языцех. Но у Беларуси есть собственное газовое «месторождение», причем неисчерпаемое. Не менее половины всего потребляемого газа мы можем вырабатывать у себя – из сельскохозяйственной органики, при помощи биогазовых установок. А если очень постараться, то можно вообще отказаться от внешних закупок газа.
От навоза до табуретки
Производство биогаза (метана с примесью водорода) – уже давно известная технология. Практически полный аналог природного газа можно получать, как и самогон, из любой органики – от навоза до деревянной табуретки.
В этом и состоит преимущество Беларуси – у нас есть великое множество источников органического сырья, пригодного для переработки в биогаз. Это сельское хозяйство (особенно животноводство), отходы всех без исключения предприятий по производству продуктов питания да и вообще предприятий по переработке сельхозпродукции, это канализационные стоки городов, пищевые остатки, отходы деревообработки и т.д.
Выход газа в среднем составляет 300 м? из 1 тонны сырья. Конечно, в реальности все зависит от вида используемого сырья (содержания сухого вещества). Так, из тонны навоза крупного рогатого скота получается 50-65 м? биогаза с содержанием метана 60%, 150-500 м? биогаза из различных видов растений с содержанием метана до 70%. Максимальное количество биогаза – 1300 м? с содержанием метана до 87% – можно получить из жира.
У биогаза есть важная особенность – его производство невозможно в промышленных масштабах в рамках одного предприятия. Иначе говоря, нельзя построить некий огромный биогазовый завод («газовую скважину»), который будет снабжать газом всю Беларусь. Точнее, можно, но это будет крайне невыгодно и просто глупо.
Наиболее эффективно использовать биогаз прямо на месте его производства, сразу обеспечивая местных потребителей теплом и электричеством. Это означает принципиально иное построение системы системы газоснабжения за пределами городов. Больше не нужна единая большая труба, от которой отходит множество маленьких труб к мелким сельским потребителям. Эти потребители сами обеспечат себя теплом и электричеством – для этого достаточно иметь средних размеров животноводческую ферму.
Именно такова мировая практика, получившая наибольшее распространение в Германии, Нидерландах и скандинавских странах. Так что на рынке востребованы именно небольшие и средних размеров установки, пригодные для установки в отдельных фермах и животноводческих комплексах. Благодаря им животноводческие фермы могут сами себя обеспечивать теплом и электроэнергией. И не только себя, но еще и соседние деревни обогревать и освещать.
Ресурсы для выработки биогаза в Беларуси практически безграничны, причем большая их часть лежит буквально на поверхности. В стране множество животноводческих ферм. Навоз в них удаляется путем гидросмыва – то есть попросту смывается напором огромного количества воды. Эта взвесь навоза в воде не может служить удобрением, она буквально выжигает землю. Результат – огромные пространства мертвой земли вокруг ферм, а кое-где – и навозные болота. Но этот же гидросмыв – отличное сырье для биогазовых установок. Особенно если добавить в него измельченную солому (использованная подстилка для животных) или другие отходы растениеводства (скажем, ботву).
Итак, простая смесь воды с навозом, плюс прочая органика, в изобилии гниющая в любом колхозе, - способны обеспечить электричеством и теплом и сам этот колхоз, и близлежащие деревни. При этом решается серьезная экологическая проблема. Еще один – дополнительный – источник дохода в таких установках – это переброженная масса (шлам), которая является замечательным удобрением. Обычный навоз – не лучшее удобрение, а вот шлам, извлеченный из биогазовых установок, можно сразу везти на поле. Или паковать в пакеты и продавать – дачники только рады будут.
Сельское хозяйство Беларуси ежегодно дает 30 млн кубометров стоков, которые необходимо утилизировать. Как считает заведующий кафедрой энергоэффективных технологий МГЭУ им. А.Д. Сахарова Василий Пашинский, только за счет животноводческих ферм (плюс птицеводство) биогазовый потенциал Беларуси составляет 4 млрд кубометров биогаза – это около 800 МВт электрической мощности. Для сравнения: в 2011 году Беларусь купила у России 20-21 млрд куб.м. природного газа.
Начинать строительство биогазовых установок имеет смысл с птицеводческих ферм. Дело в том, что куриный помет для удобрений вообще не пригоден – он выжигает корни растений. Зато для выработки биогаза – идеален, так как дает наибольший выход метана. Попутно решается проблема смрадного запаха, тиранящего окрестности птицефабрик.
«БиоГазПром»
Традиционный «антилоббист» биогазовой индустрии во всей Европе – «Газпром». Что и понятно: российскому газовому гиганту ни к чему сокращение потребления природного газа, пусть даже за счет мелких потребителей из аграрного сектора.
Но сам «Газпром» смотрит в будущее – и видит там исчерпание газовых месторождений. А это проблема, которую как раз и способно решить производство биогаза. В октябре 2011-го стало известно, что «Газпром» займется производством биогаза. В качестве сырья будут использоваться отходы животноводческих комплексов, прежде всего российских птицефабрик. На первом этапе инвестиции в проект составят $100 млн.
Для реализации «биогазового» проекта соответствующее соглашение подписали «Газпром», нидерландская газотранспортная компания Gasunie, российская компания «Биогазэнергострой» и ЗАО «Евротехника». В рамках соглашения европейцы, в частности, передадут россиянам права на конструкции биогазовых установок. Никаких высоких технологий тут нет, просто в Европе технология производства биогаза отработана давно и хорошо, и такое сотрудничество позволит россиянам сэкономить на инжиниринге.
По словам главы «Биогазэнергостроя» Сергея Чернина, в рамках отработки технологии в российских условиях будет построено 5-10 станций, общая выработка которых составит порядка 50 млн кубометров «зеленого» газа.
«Производство и использование энергии, полученной из возобновляемых источников, становятся все более заметным сегментом энергетики, – заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. – Важное место здесь занимает биогаз. Россия обладает значительным потенциалом его производства: в перспективе оно может составить до 35 млрд кубометров в год».
«Биогаз становится реальной экологически чистой составляющей энергетического баланса во многих странах, – говорит президент Gasunie Паул ванн Гелдер. – Это эффективный способ утилизации возобновляемой биомассы с использованием уже существующей развитой газовой инфраструктуры, а также огромного потенциала для производства биогаза, имеющегося в России».
Газовая модернизация
Пока о модернизации в белорусском агропроме больше говорят, чем что-то делают. Массовое строительство биогазовых установок вместо строительства АЭС могло бы стать той самой «недостающей» модернизацией. И позволило бы избавиться от «газовой» зависимости намного эффективнее, да и с большей пользой для экологии страны.
Конечно, нельзя сказать, что совсем ничего не делается. Еще в 2007 году Минсельхозпрод занялся проблемой производства биогаза на сельхозпредприятиях страны. Научно-практическому центру по механизации сельского хозяйства НАН Беларуси было поручено к 2009 году разработать биогазовые установки для установки на крупных животноводческих комплексах.
Установки планировалось смонтировать в селекционно-гибридном центре «Западный» (Брестская область), на Гомельской птицефабрике и под Минском, на племптицезаводе «Белорусский». Собирались даже привлечь специалистов из Австрии и Германии, имеющих опыт строительства и эксплуатации биогазовых установок.
Однако кризис 2009 года сорвал большинство из этих планов. Тем не менее, были построены мини-ТЭЦ на биогазе из отходов производства технического спирта на Бобруйском гидролизном заводе, из отходов навоза и куриного помета в СГЦ «Западный», на Гомельской птицефабрике, в Заславье и на племптицезаводе «Белорусский».
Отдельным постановлением Совмина в 2009 году была принята Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе. Согласно ей, в Беларуси до 2012 года должно быть введено в эксплуатацию 39 биогазовых установок суммарной электрической мощностью 40,4 МВт. В качестве полигона предполагалось использовать Гомельскую область – как производящую наибольшее количество биомассы для энергетических целей.
По оценкам специалистов, уже сейчас порядка 15% электроэнергии Гомельская область могла бы получать за счет биогаза. Но программа была благополучно провалена, и сегодня в области работает всего одна биогазовая установка мощностью 500 КВт – на Гомельской птицефабрике, да и она работает не на полную мощность.