В будущем будут популярны только «неквалифицированные» профессии.
Об этом в журнале «Forbes» пишет журналист Паскаль-Эммануэль Гобри (перевод - Inosmi.ru).
Мы говорим о «рабочих местах будущего» и «завоевании будущего», и о переходе к «основанной на знаниях инновационной экономике». Но поскольку говорить о перспективах дело неблагодарное, особенно если вопрос касается будущего, было бы разумно обратиться к статистике.
И, похоже, некоторые данные у нас есть: Статистическое управление Министерства труда США подготовило удобную для изучения таблицу с перечнем возможных востребованных профессий - благодарим Эрику Гридер (Еrica Grieder) за любезно предоставленную информацию.
Большинство из них не относятся к профессиям, «основанным на знаниях», как мы могли бы подумать. На самом деле, эта таблица, похоже, доказывает то, о чем мы и так уже знаем. Повышение роли такого сектора экономики, как оказание медицинских услуг (особенно в условиях старения населения) и переориентирование экономики на оказание услуг, так сказать, переход к сервисам. Причем слово «сервис» в этом случае не являются эвфемизмом, заменяющим слово «компьютеры», а означает настоящие «услуги».
Поэтому, господа, в список попали ваши экстравагантные коллеги «инженеры по медицинскому оборудованию» (странно!), а в конце и ваши коллеги «ученые-исследователи в области медицины кроме эпидемиологии» (просим прощения у эпидемиологов!). Но большинство перспективных профессий это, все же, такие профессии, как «специалисты по оказанию медико-социальной помощи на дому» и «рабочие по изготовлению и установке железобетонной арматуры».
Главная идея заключается в том, что в будущем будут популярны только «неквалифицированные» профессии, если под словом «неквалифицированные» подразумевать «не требующие специального образования». Чтобы быть хорошим плотником (востребованность возрастет на 41%, Иисус все еще среди нас) или, если уж на то пошло, секретарь-администратор медицинского учреждения (востребованность возрастет на 41%), надо быть толковым (по-настоящему толковым, а не умником-теоретиком), трудолюбивым и настойчивым.
Вместе с этим, профессии будущего будут высокооплачиваемыми. Ведь неправда, что для всех высокооплачиваемых профессий требуется диплом колледжа. Очень даже возможно, что в будущем можно будет хорошо зарабатывать, будучи хорошим рабочим специалистом, потому что хорошие рабочие специалисты, в отличие от программистов-знатоков Фортрана или операторов ввода данных, всегда очень нужны.
«Помощники-специалисты по укладке кирпича, укладчики тротуарной плитки, мостовщики, плиточники-кафельщики, специалисты по укладке мраморных покрытий» - может показаться, что все эти профессии – хуже некуда. Но посмотрите на людей вроде удостоенного награды мастера по кладке кирпича Сэмюэла-Джеймса Уилсона (Samuel-James Wilson) в твиттере. Или поезжайте во Францию, где по технологиям и с использованием инструментов 13 века возводится замок Guédelon Castle, и убедитесь в том, что быть хорошим каменщиком не легче, чем быть хорошим юристом. Вполне очевидно, что я нахожусь под впечатлением книги «Уроки труда или Учимся вкладывать душу» (Shop Class as Soulcraft), которую надо обязательно читать всем, кто берется обсуждать будущее рынка труда и образования.
И, наконец, о самом, пожалуй, главном – специальное образование для некоторых профессий будущего «понадобится» лишь по той причине, что мы просто тупые. Учеба в колледже требуется лишь для очень небольшого числа этих профессий – в том смысле, что полученные здесь знания понадобятся большинству (более 90%) специалистов, выбравших эти профессии. Но подозреваю, что в большинстве из этих случаев специальное образование «требуется» лишь потому, что работодатели просто хотят, чтобы у соискателей был диплом колледжа. Вся проблема только в этом.
«Специалист по диагностической ультразвуковой эхографии» - профессия, требующая высокой квалификации, но особого образования для нее не обязательно – в том смысле, что всему, что необходимо для работы, можно научиться за несколько месяцев. Однако многие колледжи приглашают учиться по специальности «Специалист по диагностической ультразвуковой эхографии». И если сравнить процент безработных среди специалистов со специальным образованием и без него, можно понять, почему некоторые идут учиться, даже несмотря на большие и неоправданные затраты. И в условиях, когда есть достаточное количество выпускников, которые могут стать этими самыми специалистами по диагностической ультразвуковой эхографии, становится понятно, почему работодатели вполне разумно откладывают в сторону резюме тех, у кого такого образования нет.
И именно это нам и следует понять, поскольку мы понапрасну тратим огромнейшие деньги, время и ресурсы. И первое, что нам здесь необходимо сделать, это понять, какие профессии будут востребованы в будущем.