Российские военные базы - этап в ликвидации независимости Беларуси.
Нашумевшее заявление о размещении российской военной базы в Беларуси, тайном нахождении военного контингента, переодетого в белорусскую форму, вызвало бурную дискуссию в СМИ.
Официальные опровержения со стороны Лукашенко и министерства обороны звучат малоубедительно.
В первую очередь, потому что военная доктрина режима в последние годы способствует размещению иностранных войск на территории страны. Режим активно стремится легализовать возможное военное вмешательство иностранных войск в возможные внутренние конфликты через активное участие в создании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
По сути, ОДКБ и КСОР призваны выполнять роль регионального полицейского России, позволяющего контролировать политические процессы и обеспечивать поводы для интервенции в соседние страны. За последние десятилетия Россия неоднократно подтверждала, что ее базы выступают как средство оккупации той страны, на территории которой они находятся. Война в Грузии - яркое свидетельство этого. Следует отметить, что Грузия – одна из стран, подписавших договор о коллективной безопасности (ДКБ) еще в 1993 году, на 3 месяца раньше Беларуси. Тем не менее, это не остановило Россию в планах захвата грузинских территорий
Еще один пример - реакция генсека ОДКБ на решение руководства Узбекистана о приостановлении своего участия в работе организации, который заявил, что Узбекистан не сможет без участия партнеров по ОДКБ дальше формировать свою национальную систему безопасности.
Очевидно, что напуганная недавними революциями в арабских странах, правящая белорусская верхушка стремится получить военную поддержку для подавления возможных массовых акций протеста. Для этого подписываются военные договоры, которые легализуют вмешательство иностранных военных во внутренние (даже не вооруженные) конфликты.
Вот что говориться в Договоре о коллективной безопасности: «существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях».
Согласно положениям Декларации государств-участников Договора о коллективной безопасности, он обусловлен необходимостью реакции на «нестабильность в мире, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, неурегулированность конфликтов, в том числе вооруженных...»
«Миротворческая деятельность ОДКБ – … коллективные действия, предпринимаемые государствами – членами с использованием военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, направленные на предотвращение, сдерживание и прекращение военных действий между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующие поддержанию мира и безопасности»;
«Операция ОДКБ по поддержанию мира (далее – миротворческая операция) – совокупность… действий беспристрастного военного, милицейского (полицейского) и гражданского персонала, предпринимаемых для стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, осуществляемых в соответствии с мандатом на проведение миротворческих операций и направленных на создание условий, способствующих разрешению конфликта, и поддержание или восстановление мира и безопасности».
То есть, для вмешательства войск ОДКБ во внутренние дела страны, наличие вооруженного конфликта необязательно, достаточно предпосылок для потенциального внутреннего конфликта.
Что это означает на практике?
Вспомним ситуацию, сложившуюся сразу после 19 декабря 2010 года. Официальная пропаганда, в первую очередь, кричала о двух вещах: попытке насильственного захвата здания парламента и якобы заготовкой и складированием оружия штабом одного из кандидатов в президенты. Склад и машину, якобы груженую напалмом и другими подобными вещами, даже показали по БТ. Эти факты – свидетельства «очевидной подготовки» внутреннего вооруженного конфликта и государственного переворота (дестабилизации ситуации в стране). Соответственно, согласно положениям ОДКБ, 19 декабря могла быть начата «миротворческая деятельность ОДКБ» на территории Беларуси. А конкретно – в страну могли быть введены российские войска. Такая необходимость для режима могла бы возникнуть, например, в случае отказа выполнять приказы властей белорусскими силовыми структурами. (Интересен тот факт, что в Абхазии и Южной Осетии так же был размещен «миротворческий контингент» войск, который в 2008 году оккупировал практически всю страну и чуть было не захватил Тбилиси).
Кто будет принимать решение о введении войск?
«Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности в соответствии со статьями 2 и 4 Договора принимается главами государств – участников».
В общем, данное положение однозначно работает на Лукашенко практически все время, за исключением периода президентских «выборов». Во время проведения президентских «выборов», в условиях тотальных фальсификаций и непризнания их результатов демократическими странами мира, вопрос о том, кто из кандидатов имеет право возглавить государство, вполне может решаться с участием иностранных войск. Ответ на вопрос, кто будет этим кандидатом не так однозначен, как может казаться на первый взгляд. Попытка привлечь Россию для удержания власти, может обернуться против самого Лукашенко. В любом случае, дармовой поддержки не будет.
Втягивание Беларуси в военные блоки с РФ и размещение российских войск на белорусском территории не только грубо противоречит Конституции, которая закрепляет статус Беларуси как нейтрального государства, но так же чревато иностранной интервенцией и потенциальным государственным переворотом с помощью российских войск.
Неизвестна цена, которую заплатит Россия за размещение своих войск на территории страны базы, но очевидно, что ценой этих антинациональной решений сегодняшних властей может стать независимость Республики Беларусь.
Виталий Рымашевский, специально для charter97.org