Более двадцати гродненских семей собираются выселить из квартир.
Их дом неожиданно для самих жителей оказался общежитием, его собираются закрыть на реконструкцию, а потом заселить другими людьми, пишет «Наша Нiва».
Жителей по очереди вызывают в суд, чтобы озвучить одинаковые постановления: выселить из занимаемого помещения с предоставлением другой жилплощади в общежитии. «Мы не выедем, нас могут только вынести», - обещают жители.
Людей заселяли в дом в конце 1980-х как сотрудников «Гродножилстроя». «Мы приехали из тех общежитий, в которые нас теперь возвращают, нам это жилье давали в качестве улучшения условий», - говорят они.
О том, что многоэтажка по бумагам является общежитием, догадаться сложно. Выглядит как обычный жилой дом. Никаких вахтерш на входе, домофоны на дверях подъездов, одно- и двухкомнатные квартиры с кухнями и санузлами - приличного вида «малосемейки». В паспортах жителей стоят обычные штампы о регистрации. «Мы не подписывали никаких бумаг о том, что заселяемся во временное жилье, нас никто не предупреждал», - говорят они.
Их впервые попросили покинуть жилье в 2010 году. Когда председателем Гродненского облисполкома назначили Семена Шапиро, инициативная группа пробилась к нему на прием. «Он послушал, сказал подчиненным о нас: пусть свое жилье выкупают», - вспоминает участница встречи Алла Заяц. Тогда же жители получили официальную бумагу от облисполкома, в которой значилось: «Выселение граждан происходить не будет, вопрос изменения функционального назначения здания не рассматривается». Через год Шапиро заговорил по-другому: мол, жильцы ввели его в заблуждение.
Реконструкция для других целей
Нынешняя позиция государства выражена в письме, подписанном заместителем председателя облисполкома Игорем Жуком. Дом, вокруг которого разгорелся скандал, решено реконструировать. Поэтому жильцам нужно переехать в общежития. Однако после реконструкции назад их не пустят: их квартиры якобы дадут переселенцам из домов, которые будут сносить для городских нужд. Люди в такую версию не верят, они убеждены, что квартиры после распродадут по коммерческим ценам. Подобная схема, говорят они, в Гродно уже применялась.
Кто успел, тот уехал
В доме 160 квартир, но большинство из них пусты. В начале «бумажной войны» жильцам предложили вступить в кооператив и построить жилье с помощью льготных кредитов. Многие взялись, другие просто разъехались кто куда. Теперь их квартиры стоят пустые.
Однако у некоторых денег на строительство не было. Людмила Станкевич - инвалид, «потянуть» кредит она не сможет при всем желании. Таких, как она, выселяют в общежитие на койкоместо (по шесть квадратных метров на человека). Семьям из четырех человек дают блок. Людей такой подход возмущает. В доме они живут в одно- и двухкомнатных «малосемейках» и просят не ухудшать их жилищное положение. Например, квартира, в которой сейчас живет семья Аллы Заяц, изношена на 18%, а комната, куда их выселяет суд, - на 30%. «Так какой из домов нужно реконструировать?» - спрашивает она.
Из общежития также могут выселить. С жителями заключается договор на год, а потом никто не помешает избавиться от «проблемных» обитателей, которые слишком активно боролись за свои права.
Некоторые не выдерживают в суде. «У одной женщины началась истерика, ей судья говорит: мол, езжайте на Щорса, в психбольницу, там получите бесплатное жилье и питание», - рассказывает Алла Заяц.
Неприемлемая альтернатива
Люди предлагают несколько компромиссных вариантов решения конфликта. Например, заселить их всех в один из подъездов дома, а во втором проводить реконструкцию. Готовы они и на приватизацию по сегодняшним тарифам. В таком случае за квартиры придется заплатить в бюджет по $ 10-15 тысяч. «Однако дом вместе с нами облисполкомe не нужен», - с грустью констатируют жители.
Почему в судебную историю попал именно их дом, люди объяснить не могут. Таких в Гродно немало.
Адвокаты подбадривают своих подзащитных, однако шансов остаться в «малосемейках» мало. Государственная машина запущена, и ее трудно остановить. Люди обошли и Госконтроль, и администрацию Лукашенко, помочь им никто не смог.
В решении суда не сказано, в какой срок жители обязаны покинуть квартиры. Значит, немного времени на борьбу еще есть. «В нормальных странах для собак строят лучшие питомники, чем общежития, в которые нас выселяют. Мы доведены до отчаяния, иногда приходят мысли о самосуде. Если нас будут выселять - откажемся от белорусского гражданства. Будем проситься беженцами в Польшу и Россию», - обещают они.