На первый взгляд это может показаться наглостью. Белорусские военные недовольны своими пенсиями.
На пленуме ветеранов войны и труда Союза офицеров Центрального района Минска было составлено целое письмо претензий и направлено в администрацию Лукашенко и «палату представителей».
Казалось бы, с чего это им возмущаться? В нашей стране пенсии военных выше средней трудовой по возрасту как минимум процентов на 50. Учительница или участковый врач, всю жизнь пахавшие не на одну ставку, могут рассчитывать на пенсионное пособие в пределах двух миллионов. А майор, который уже в 45 лет пенсионер, - на 3 миллиона. И, понятно, что на эти деньги он не живет, как правило, военные отставники находят на гражданке неплохо оплачиваемое применение своим знаниям и силам.
Но данный протест военных, если разобраться, критиковать можно только за выбранную тактику борьбы. О своих правах они заявили уж очень тихо, предпочли «боевым» действиям переписку. Военные все же могли бы быть более решительными, ну хотя бы митинг организовали. Все же речь они ведут о том, что государство фактически их обкрадывает. Начисление пенсий военнослужащим производится с нарушением законодательства. Или если не с нарушением, то закон как дышло, повернут в сторону, выгодную государству, а не военным пенсионерам. В результате их пенсии в 2 раза меньше положенной суммы.
В чем же суть претензий?
Пенсия военных складывается как бы из нескольких частей: должностной оклад, оклад по воинскому званию, паек и надбавка за выслугу лет. Вопросов у бывших офицеров возникло сразу несколько.
Первый по поводу того, как последнее время рассчитывается процент пенсии исходя из должностного оклада действующего офицера. Потому что, если проанализировать сумму пенсии, то получается, что сегодня оклад командира батальона, который носит погоны полковника, не намного выше прожиточного минимума в стране -- около полутора миллиона рублей. А это уже на самом деле из ряда вон.
«Неужели такое возможно? -- справедливо задались вопросом военные пенсионеры. - Неужели труд полковника в нашем государстве ценится ниже труда уборщика?» И выяснили, что месячный доход действующих майоров и полковников, конечно же, больше, но за счет всевозможных надбавок. Только эти надбавки при исчислении пенсий не учитываются. В расчет берется голый оклад.
Конечно, оклады - это хитрое изобретение. И не только в армии, во всех отраслях народного хозяйства, бюджетной сфере они установлены очень низкие. Например, оклад участкового терапевта -- 1 миллион 600 тысяч, преподавателя лицея еще меньше. Можно ли прожить на такие деньги? Конечно нет. Поэтому и работают на полторы ставки, загружают себя дополнительными обязанностями, которые позволяют получать небольшие надбавки к зарплате. Не раз уже слышались голоса экспертов, что такая система оплаты труда несовершенна. Но для государства она выгодна. И, как выясняется, еще и потому, что можно экономить на пенсиях.
Что еще возмутило военных пенсионеров?
Они узнали, что и в мирное время бывают военные тайны. Пенсионеры обратили внимание, что долгое время в их пенсионных расчетах остаются неизменными цифры в графе «доплата за воинское звание». Как известно, за погоны военным платят всю жизнь, и суммы эти одинаковы независимо от того, действующий офицер или находится в запасе. Так вот, военным пенсионерам за погоны полковника доплачивают полтора миллиона рублей. А действующим офицерам-полковникам, по слухам, два миллиона. Только как ни пытались военные пенсионеры узнать, обманывают их или нет, куда ни обращались (даже в Министерство обороны писали), ничего у них не получилось. Данные о доплатах за воинские звания в Беларуси засекречены! Даже от военных их скрывают!
Но и на этом претензии офицеров не закончились. Они как снежный ком становились все объемнее.
Почему пенсии военным последний раз повышались в мае прошлого года? Почему военным пенсионерам доплата к пенсии производится с 80 лет, а гражданским - с 75? Ведь все живут в одной стране, социально ориентированной Беларуси. Почему с 2005 года сумма выплачиваемого военным пенсионерам пайка остается неизменной -- 58 тысяч 500 рублей? Почему за 7 лет эта сумма ни разу не индексировалась, словно не было в стране инфляции, девальвации и прочих напастей, безжалостно обесценивающих наши рубли?!
Не знаю, какие слова в своем обращении в администрацию Лукашенко нашли офицеры, чтобы высказаться по этому поводу, но иначе чем издевательством это не назовешь. Практика включать компенсацию за паек в пенсионное пособие идет еще с советских времен. Но в те годы это были неплохие деньги: не только офицер, но и его семья на паек могла жить две, а то и три недели. Что можно купить сегодня за 58 тысяч 500 рублей? Килограмм вареной колбасы или несколько килограммов гречки или риса! Раз уж наше государство такое бедное, так отменили бы вообще эту доплату к пенсии. Нет, зачем-то сохранили. Словно специально, чтобы показать бывшим военным их место в калашном ряду.
Чем закончится переписка военных с чиновниками?
Первые ответы от чиновников уже получены. Выдержаны они в одном стиле: «ваши претензии будут рассматриваться». Отставникам дали понять: вопрос о пенсиях решается на самом верху.
И что бывшие офицеры? Ждут. Но удастся ли им такими нерешительными действиями выиграть сражение за достойную пенсию?
Мария Эйсмонт, «Народная воля»