В одной из передач, посвященной войне в Грузии, российские журналисты приписали американскому военному фотокорреспонденту слова, которые он не говорил.
Самый популярный российский блоггер drugoi (Рустем Адагамов, дизайнер и фотограф, более 200 тысяч просмотров ежедневно) рассказал в своем ЖЖ о подлоге, устроенном авторами фильма «08.08.08. Война в прямом эфире» (Часть 1), который демонстрировался в годовщину войны между Россией и Грузией по российскому Первому каналу.
В фильме известный американский военный фотограф Дэвид Акс комментирует снимки, сделанные корреспондентом Reuters Глебом Гараничем и другими в разбомбленном грузинском городе Гори. Акс якобы утверждает, что один из снимков на самом деле сделал он сам, и не в Грузии, а в Ираке. При этом его слова практически полностью заглушает закадровый перевод.
Рассказывая о снимке раненого солдата, фотограф, согласно этому переводу, якобы говорит: «Вот раненый человек, я снял его в Ираке». При этом, как отмечает блоггер, на фотографии прекрасно видны православный нательный крест и петличная эмблема сухопутных войск РФ.
«Все очень просто, - комментирует drugoi, - эта фотография, которую Первый канал выдает за снимок американского фотографа, сделана не Аксом в Ираке, а спецкором «Новой газеты» Аркадием Бабченко в Грузии, в Земо-Никози».
«Не берусь утверждать, что весь закадровый перевод слов Акса, сделанный Первым каналом, - такое же наглое вранье. Но sapienti sat - достаточно и одной такой детали, - отмечает он. - У меня даже есть ощущение, что журналисты нарочно себя подставили и подали сигнал - да, ребята, мы врем, но это наша работа. Бабченко по этому поводу высказался куда грубее».
Когда разгорелся скандал, и запись «Другого» попала в топ среди обсуждаемых в блогосфере, с фотографом Аксом связался другой популярный блоггер - Анатолий Воробей. Выяснилось следующее: Дэвид Акс не утверждал, что сделал этот снимок. Но действительно сказал, что это пример явно не подделанной фотографии.
«Я также привел в пример некоторые из своих фотографий, которые я снял в Ираке, и которые тоже не подделаны. Я говорил о том, что смерти от взрывов и огнестрельного оружия - очень «грязные», в отличит от некоторых снимков грузинской войны, демонстрирующих очень «чистую» смерть, и поэтому они вызывают у меня подозрение», - переводит Анатолий Воробей комментарий американца.
Между тем журналист Аркадий Бабченко, чье фото увидели телезрители, намерен судиться с Первым каналом. Как он сам выразился у себя в ЖЖ: «Подаю в суд. Задолбало это вранье».
Запись озаглавлена еще грубее: «Я б**дь с Первого канала». «Я конечно, понимаю, что работа пропагандистов - это пропаганда, а не журналистика. Но нельзя же так-то, в конце концов», - пишет он о фальсификациях в фильме.
А свой заголовок Бабченко поясняет так: «Есть у меня хороший товарищ, журналист немецкого телевидения. Мы с ним ездили на Марш несогласных в Нижний. И вот после всего - ОМОНа, дубинок, поваленных потоптанных женщин - возвращаясь в гостиницу, он сказал шикарную фразу: «Не понимаю, как люди, работающие на госканалах, могут говорить «Я журналист». Надо говорить: «Я б**дь. Я б**дь с Первого канала. Вот мое удостоверение б**ди».