БДГ продолжает публикацию серии интервью с ведущими белорусскими политиками, чтобы рассказать читателям, каковы политические амбиции горячо нелюбимой властями оппозиции, чего демсилы ожидают от президентских выборов 2015 года и какие имеют планы на будущее. Сегодняшний гость - молодой политик Олег Гайдукевич.
Олег Сергеевич Гайдукевич родился в 1977 году в семье военного. После того, как с отличием окончил школу, поступил в Академию МВД в Минске. Сын главы Либерально-Демократической партии Сергея Гайдукевича, Олег до 31 августа минувшего года возглавлял Фрунзенский РУВД Минска. Оставив милицейскую службу, Гайдукевич-младший сразу стал заместителем своего отца – зампредом ЛДПБ.
- Олег Сергеевич, после того, как Вы оставили милицию и заняли пост замглавы ЛДПБ, Вы развернули максимальную общественную и политическую активность. В связи с этим многие аналитики заговорили о том, что в 2015 году именно Вы, а не Ваш отец будете баллотироваться на пост президента. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Буквально недавно состоялся съезд Либерально-Демократической партии, очень серьезный – были представители всех областей, всех районов. И на этом съезде был выдвинут кандидат от партии на должность президента – Гайдукевич Сергей Васильевич. Я отношусь к президентским выборам очень серьезно. Выборы 2015 года будут отличаться от всех выборов, которые были ранее. Первая особенность: кандидатские карточки раздавать больше не будут.
Я убежден, да и все это знают, что в 2010 году карточки просто раздали всем, кто подписи не собрал. Ни один кандидат, участвовавший в выборах, мы уверены, нужного числа подписей тогда не собрал. И из-за этого породилось неправильное понимание президентских выборов. То есть в 2010 году ни Рымашевский, ни Михалевич, ни Санников, ни Костусев подписей не собрали – но власть раздала им кандидатские карточки.
Сейчас до выборов осталось очень мало времени. Уже сейчас, прямо сейчас надо начинать президентскую кампанию. Давайте скажем правду: про наших политиков читают только в интернете. Независимых газет практически нет. Если мы выедем за кольцевую дорогу, зайдем в деревню и спросим, кого они знают из политических лидеров нашей страны, то нам назовут максимум одного-двух человек. Почему они назовут Гайдукевича? Потому что фамилия Гайдукевича трижды участвовала в президентской кампании. А всех остальных не знают и знать не хотят.
Мы видим, что на 2015 год есть только два кандидата в президенты: безусловно, это кандидат от действующей власти, и наш кандидат. Это Сергей Гайдукевич. Мы его выдвинули, и мы убеждены, что он победит. Почему выдвинули его? Потому что это самый раскрученный политик в нашей партии. Мы другого кандидата вообще пока в стране не видим.
Почему складывается впечатление, что я выдвигаюсь кандидатом в президенты? Наверное, потому что веду активную политическую жизнь. И это только начало. Я обещаю, что в этом году, и в следующем про меня и про партию будут говорить в три, в четыре раза больше.
Партия будет наращивать свою активность для того, чтобы придти к власти. Но мы власть понимаем немного иначе, чем все. Оппозиция зациклилась только на одном человеке – на президенте. Но власть – это шире. Власть – это исполком, и наши люди работают в исполкоме. Власть – это наш человек, руководитель завода. И такие люди у нас в партии есть. Мы понимаем власть как влияние на процессы, влияние на принятие решений. Чтобы мы могли нашу программу реализовывать – это власть.
- Я так понимаю, вы не планируете альянса с какими-то иными политическими силами?
- Мы никогда не отрицали общения с другими политическими силами. Но общаться надо с равными и сильными. С кем общаться? Я вот начинаю анализировать. «Говори правду» – даже нет официальной регистрации. О чем можно разговаривать? Они говорят, что 36 офисов открыли по стране. Стали разбираться – все в квартирах. Но если офис – квартира, в таком случае у меня – 45 тысяч офисов. В партии 45 тыс. членов, у каждого – квартира. Это же смешно! У них даже головной офис находится на квартире! Ресурсов нет, финансов – нет, с кем объединяться? «Говори правду» отпадает.
Идем дальше: Белорусский Народный Фронт. Все потерял. Я уважал эту организацию, это была сильная партия во времена Зенона Позняка. Это правая партия. Во всем мире правая партия должна держаться на сильном лидере. Но в БНФ его нет, из-за этого партия разваливается. Они пережили один раскол, второй раскол, теперь вот третий раскол. Назвать Янукевича лидером партии я не могу, потому что у него нет харизмы. К тому же он последний срок председатель партии. Он уходит, он уже не сможет раскрутиться, как лидер. То есть БНФ тоже отпадает.
- А вы себя считаете правой партией?
- Мы – центристская партия с либеральными правыми взглядами на экономику. Но не по национальному признаку. Сейчас наш главный лозунг – «ЛДП всегда в центре». При этом мы выступаем за либерализацию экономики.
- Вернемся к раскладу политических сил.
- Да. Михалевич за границей. Это не политик, он никому не нужен, у него и тогда ничего не было, а сейчас и подавно. Санников. Все потерял, что имел, подписей он в 2010-м не собрал, потому что партии за ним нет. Кроме сайта «Хартии» за ним ничего никогда не было.
Что должен иметь кандидат в президенты? Финансовые ресурсы и структуру. Если этого нет, кандидатом в президенты не станешь. Даже если у тебя очень много денег, они просто растворятся. Без финансов, без людского ресурса, без структур на президентские выборы идти нельзя.
Идем дальше. Лебедько, ОГП. Во-первых, партия за последние годы очень много потеряла, она практически не существует. Их структуры конфликтуют между собой. Минская городская и областная организация – против центрального аппарата. Если партия не монолитна, если лидер не пользуется авторитетом – о каком серьезном кандидате в президенты можно говорить?
Бывшая партия коммунистов, сейчас – «Справедливый мир». Они очень много потеряли из-за того, что переименовали свою партию. Они рассчитывали, что есть партия «Справедливая Россия», и они под нее сделают партию «Справедливый мир». Но нельзя делать партию под кого-то в России.
Уже видно: Калякин в последние годы занялся общественной деятельностью. Сейчас они создали структуру по наблюдению за выборами, фактически от политики он отошел. Других кандидатов у них нет. Но Калякин не собирал 100 тыс. подписей и в лучшие свои годы!
Про Рымашевского я вообще не говорю, потому что это смешно. Мало того, что человек нигде никогда не работал, ничего не имел. Кандидат в президенты без партии, без жизненного опыта. Подарили ему кандидатскую карточку…
Для нас собрать 100 тысяч подписей – не проблема. И мы поможем какому-нибудь кандидату в президенты собрать 100.000 подписей – пусть он к нам приходит. Чтобы не было только два кандидата – Гайдукевич и Лукашенко.
- В 2014 году вы будете участвовать в местных выборах?
- Мы выставляем 6 тыс. кандидатов на местные выборы. Будут закрыты все округа в Минске, все округа в областных центрах. Наших кандидатов будет больше, чем у всех остальных политических партий вместе взятых. Каждый кандидат на местных выборах – это потенциальный участник инициативной группы кандидата в президенты. То есть будет проходить обкатка.
Я верю, что если мы грамотно будем себя вести, общаться с людьми, мы пройдем в местные органы власти. Мы участвовали и будем участвовать во всех выборах в этой стране. Это наша принципиальная позиция.
Если радикальная оппозиция хочет участвовать в президентских выборах 2015 года, им нужно уже сейчас объединяться, этим остаткам структур, которые там есть. Объединяться и выдвигать единого кандидата. Потому что времени уже мало, осталось всего полтора года. И за эти полтора года надо успеть хоть как-то раскрутить этого кандидата.
- Вернемся к Вашим планам на президентскую кампанию.
- Вообще, у меня большие политические амбиции. Я пришел в партию не на год, не на два, не на месяц. И скрывать эти амбиции я не намерен. Но всему свое время. Это возвращаясь к вопросу о том, кто и когда выдвигается кандидатом в президенты. Я хочу быть серьезным политиком, поэтому в несерьезные игры я не играю. Но сейчас баллотироваться на пост президента будет Сергей Гайдукевич – как наиболее опытный белорусский политик.
- Есть мнение, что на самом деле власть для себя позиционирует ЛДПБ как своего рода противовес «Белой Руси». Потому что «Белую Русь» реально можно рассматривать как чиновничью партию, а номенклатурная партия по определению несет опасность для действующей власти.
- Мы действительно находимся в оппозиции к «Белой Руси». «Белая Русь» – это партия чиновников, и со всеми проблемами партии чиновников. Они очень скованы в своих действиях, они не могут ничего говорить толком, не могут рассуждать. Но главное, что здесь нужно понимать: «Белая Русь» – наш соперник идеологический и наш соперник на выборах.
Но мы не зависим от власти, также мы не пророссийская партия, как многие пытаются утверждать, и от Европы мы тоже не зависим. Мы поддерживаем белорусский язык, сейчас мы окажем финансовую помощь «Таварыству Беларускай Мовы». Ни БНФ, ни кто другой им помощи не оказал. А мы окажем помощь. Хотя нас и называют пророссийской партией. Если бы каждая политическая партия поступила как мы, у них бы не было проблем с арендой офиса.