В Минске вспоминают Дмитрия Завадского.
Вечер памяти похищенного 7 июля 2000 года журналиста состоится вечером 21 мая в штаб-квартире партии БНФ. Вдова до сих пор находящегося без вести журналиста Светлана Завадская опасается, что после истечения срока давности по делу мужа она так и не узнает правды о его судьбе.
Дело Завадского не возобновлялось 7 лет.
– С тех пор, как дело Дмитрия было приостановлено в 2006 году, по сути, никаких новостей, – делится Светлана Завадская c газетой «Салiдарнасць». – В 2015 году истекает 15-летний срок давности привлечения к ответственности личностей, причастных к исчезновению Димы. Из четырех дел об исчезновении людей в Беларуси именно в нашем случае дело не возобновлялось с 2006 года.
Усилия родственников и правозащитников сконцентрированы на том, чтобы продлить срок давности по делу исчезнувшего журналиста.
– Срок давности можно продлить решением суда, мы с правозащитниками и адвокатами готовим кампанию по продлению этого срока, но как говорит Гарри Погоняйло, «власть не отправит сама себя на виселицу». При нынешней власти добиться правды невозможно хотя бы потому, что она не просто не ведет работу по расследованию, но и препятствует тем, кто интересуется судьбой Димы, – констатирует собеседница «Салідарнасці».
Жена Дмитрия Завадского недоумевает, почему за столько лет нельзя было выяснить местонахождение мужа.
– Когда официальные белорусские делегации за границей отвечают на вопрос, «а что там с делом Завадского», они сразу говорят, что люди, совершившие преступление уже 13 лет в тюрьме и все в порядке. Тогда почему за столько лет от совершивших преступление не удалось узнать где Дима? – задает вопрос Светлана Завадская. – Конечно, тайное всегда становится явным, но я надеюсь, что узнаю правду о судьбе мужа при жизни.
Фонд имени Дмитрия Завадского также продолжает свою работу, в основном силами родственников пропавшего журналиста.
– Работа ведется не так активно, как нам хотелось бы, но все, что делается (и мониторинги, и работа с прессой) – за счет собственных усилий. Это память о Диме, и я не могу остановить ту большую работу, которая делалась и делается, пусть лишь за счет собственных усилий, – отмечает собеседница. – Я благодарна всем, кто нам помогает и не забывает эту тему.
Омоновец, ударивший Светлану Завадскую в 2005 году во время «Цепи неравнодушных людей», пошел на повышение.
– Я узнала этого человека, когда он давал свидетельские показания против участников «Плошчы» в 2011 году. Он выступал в роли потерпевшего, как и в случае со мной. По его версии, я ударила его первой и разбила ему губу. Тоже самое он говорил и про события на площади в декабре 2010 года. Опять пострадала его губа. Я слышала, что он пошел на повышение. Может, больная губа ему в этом помогла, – резюмировала собеседница.
Напомним, что Дмитрий Завадский, оператор российского телеканала ОРТ и бывший личный оператор Александра Лукашенко бесследно исчез 7 июля 2000 года. Дело о похищении журналиста несколько раз приостанавливалось прокуратурой. В последний раз – в 2006 году с формулировкой «в связи с необнаружением безвестно исчезнувшего лица». В том же году генеральный прокурор Беларуси Петр Миклашевич сообщил на пресс-конференции, что «в настоящее время местонахождение Завадского не установлено, но прокуратура Беларуси продолжает его поиск». Несмотря на то, что люди, обвиненные в похищении журналиста, осуждены и отбывают наказание, его тело до сих пор не найдено.