Никто из уважающих себя политиков не станет всерьез относиться к мероприятию, которое провести в нашей стране невозможно.
Вообще-то, господа хорошие, пришло время собирать камни той огульной критики, которой подверглась вся оппозиция без разбора. А разбираться надо. К слову, не так давно лидер Белорусской социал-демократической партия (Громада) Ирина Вештард, торжественно объявила, что ее социал-демократы присоединяются к инициативе НЯМ (Владимир Некляев, Алексей Янукевич, Александр Милинкевич) по проведению в стране референдума. Решение это было принято большинством голосов, но далеко не единогласно. Зачем, спросите вы, одна из старейших демократических партий Беларуси поддержала явно популистскую инициативу?
Скорее всего, тут дело в ресурсе, который у одних есть, а у других отсутствует. Ведь никто из уважающих себя политиков не станет всерьез относиться к мероприятию, которое провести в нашей стране невозможно. Судите сами. В статье 113 Избирательного кодекса говорится о том, что право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит президенту, «палате представителей» и «совету республики», а также гражданам Республики Беларусь. Причем, если первым трем субъектам напрягаться не надо, то для народной инициативы придумано множество препятствий и ограничений: «Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска».
Согласитесь, что для Беларуси собрать почти полмиллиона подписей - дело не очень простое. Для этого нужна солидная структура и немалые финансы. По закону инициативная группа должна включать в себя не менее ста человек. Только вот собрать за два месяца по 4500 подписей эти сто «героев» не смогут никогда. Значит надо увеличивать численность инициативной группы на порядок. Но и тысяча сборщиков подписей все равно с большим трудом сможет добыть искомые голоса, то есть нужно две, а то и три тысячи активистов зарегистрированных в ЦИКе и получивших стандартные подписные листы и удостоверения. Без этого, ходить по квартирам и агитировать граждан нельзя, запросто посадят.
Теперь представим себе, что власти не по сердцу этот референдум. Трудно ли им внедрить в трехтысячную толпу с десяток-другой своих «засланцев»? Сами знаете, что элементарно. В нужный момент они не только дезавуируют свои подписные листы, но с их помощью власть устроит показательную порку демократам, которые нарушают закон и неспособны на политическую борьбу в принципе. Ведь, взяв 20 процентов всех собранных подписей, достаточно там обнаружить 15 процентов «фальшивок», а затем проверить еще 15 процентов подписей и там найти брак, чтобы все усилия инициативной группы пошли прахом.
Полгода, а то и больше жуткой «борьбы» и бесславный конец всей кампании по проведению референдума. Но, может быть власть, как это было в 2010-м году, закроет глаза и на инициативные группы, и на качество собранных подписей и допустит народную инициативу в следующий круг? Он тоже, кстати, непростой, ибо здесь нужно собрать финансовый ресурс для всей кампании. Если референдум проводится по представлению президента или депутатов верхней и нижней палат, то он финансируется из госбюджета, а если по гражданской инициативе -- то на собственные деньги инициаторов. Причем граждане должны собрать деньги самостоятельно, за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. Только упаси вас Бог получить пожертвования от белорусского госпредприятия, какого-нибудь другого государства, иностранной организации, гражданина с небелорусским паспортом или вообще без гражданства. ЦИК контролирует этот процесс и если вы не докажите законное происхождение средств (пожертвования от белорусских граждан, частных предприятий, партий, общественных организаций) , то и в этом случае вся работа будет напрасной и народная инициатива референдума будет прекращена решением власти на «законных» основаниях.
Ну, как вам правовой стипльчез? А теперь главное. В статье 112 кодекса сказано: «На республиканский референдум не могут выноситься вопросы… связанные с избранием и освобождением президента Республики Беларусь… о принятии и изменении бюджета…установлении, изменении и отмене налогов… об амнистии и помиловании».
Мечислав Гриб, председатель Верховного Совета 12 созыва, генерал милиции и заслуженный юрист республики выразил по поводу проведения референдума большие сомнения. Он считает, что чисто практически это сделать нельзя. Власть имеет мощные рычаги, чтобы остановить кампанию на любом этапе. Во-вторых, то, что волнует общественность, а именно: выборы, бюджет, налоги, освобождение политзаключенных - все это не обсуждаемо и находится исключительно в юрисдикции президента. Мечислав Иванович отметил, что сам Лукашенко нарушил 112 статью Избирательного кодекса, когда в 2006 году вынес на референдум вопрос связанный с… избранием президента Республики Беларусь… Помните, как Лукашенко просил народ о разрешении ему баллотироваться на третий, не разрешенный Конституцией срок?
Себе он разрешил нарушить закон, а вот даст ли он такую возможность тройке инициаторов референдума и примкнувшей к ним Вештард - неизвестно. Хотя, скорее всего, дабы не будить «спящую собаку», как это случилось в 2010-м году, от не допустит «разгула» демократии и никаких чужих референдумов не разрешит. Тем более, что именно президент страны по закону может наложить вето на проведение любого референдума. Тогда, для чего вся эта суета? А чтобы знали, что в городе N живут господа Бобчинский и Добчинский…
Что делать и в какую сторону смотреть? Лично мне в прошлом году понравилось, как ОГП провела управляемый бойкот, заставив власть нервничать и менять статьи Избирательного кодекса. Поддерживаю устремления Дмитрия Усса не идти в Европу, а стать ею здесь, у себя. Аплодирую Анатолию Лебедько, который на саммите «Восточное партнерство», впервые предложил провести аудиторскую проверку средств, идущих на развитие гражданского общества в Беларуси. Он тут совершенно прав! Сколько можно говорить о легендарных миллионах долларов якобы получаемых демократическим движением в Беларуси? Мне в этом предложении лидера одной из самых влиятельных белорусских партий видится призыв к очищению, к перезагрузке в пользу интересов граждан, а не партий, движений, заграничных офисов и популистских кампаний.
Евгений Огурцов, ucpb.org