Совет Европы не намерен ограничиваться только требованием отмены смертной казни в Беларуси.
Об этом председатель мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы, докладчик по Беларуси Андрес Херкель заявил в интервью charter97.org.
- Господин Херкель, как бы вы охарактеризовали состояние отношений между Советом Европы и Беларусью, единственной европейской страной, которая не является членом этой организации?
- Совет Европы неоднократно выражал желание видеть Беларусь в организации, но власти в Минске дали нам слишком много сигналов о том, что они не разделяют ценности организации. Дверь остается открытой, и я не могу сказать, что Совет Европы изолирует Беларусь. Это самоизоляция и ключ для ее преодоления находится в Минске.
- Вы докладчик ПАСЕ по Беларуси и не имеете права посещать Беларусь. В то же время депутат Европарламента Юстас Палецкис приезжал в нашу страну без каких-либо проблем и заявил, что ситуация «улучшилась», несмотря на то, что она стала хуже. Как вы считаете, почему одним можно ездить в Беларусь, а другим — нет?
- Готовясь к последнему визиту я просил обеспечить возможность встречи, в том числе, и с политическими заключенными. Никакого ответа я не получил. После этого меня обвинили в том, что мой доклад был подготовлен без посещения страны. В этом есть логическое противоречие. Сейчас я бы хотел забыть о прошлом и попытаться начать все заново.
- В январе Минск посетила делегация Совета Европа во главе с руководителем кабинета Генерального секретаря Бьерном Берге. Они встретились с «депутатами» незаконного «парламента» и с министром иностранных дел, которому запрещен въезд в Европу. Что Совет Европы пытается достичь с помощью таких закулисных встреч?
- Парламентская Ассамблея не была проинформирована заранее о визите господина Берге. Я сделал запрос об этом господину Торбьерну Ягланду во время январской части сессии. После этого мы также обсудили этот вопрос в частном порядке. В Минске эта поездка называлась визитом на высшем уровне, но в Страсбурге так не считали. Я считаю, что намерения, которые заключались в поддержке готовности сотрудничать с Советом Европы, были хорошими. Мы все ждем их результатов.
- 12 апреля президент Парламентской Ассамблеи Совета Европы Жан-Клод Миньон заявил, что Совет Европы смог бы продолжить свой диалог с Беларусью о ее членстве в организации только после введения моратория на смертную казнь. Означает ли это, что Совет Европы готов возобновить предыдущую политику «одного условия», которая ранее не имела успеха?
- Да, введение моратория на смертную казнь является важным и символичным шагом. Но если «одно условие» является предварительным для дальнейшего диалога, это не означает, что остальные вопросы не важны. Вопросы политзаключенных и проведения свободных выборов остаются в повестке дня. Лично я не в восторге от идеи сосредоточиться на одной проблеме, но она следует из документа, который мы приняли несколько лет назад.
- Когда вы планируете подготовить доклад по Беларуси?
- У меня была неофициальная встреча с белорусским дипломатом, и я сказал, что могу подождать несколько месяцев для того, чтобы посетить страну. Я думаю, белорусским властям нужно время для того, чтобы рассмотреть ситуацию. Надеюсь, им будет понятно, что визит докладчика станет позитивным сигналом даже в том случае, если содержание его доклада будет критическим. Между прочим, мы всегда готовили довольно критические отчеты в отношении государств-членов, особенно в комитете мониторинга. Но время идет быстро и если готовность к диалогу слаба, то я мог бы начать готовить доклад без посещения Беларуси. Он должен быть готов к следующему году.