От взора внимательного наблюдателя наверняка не ускользнули некоторые странности прошедшего в Минске 31 мая саммита глав правительств стран СНГ. Среди них – неожиданное возвращение в белорусское медиа-пространство Сергея Сидорского, сверхрыночные заявления Михаила Мясниковича и идея введения в ЕЭП «Единого сертификата происхождения товаров».
Триумфальное возвращение Сидорского
Сергей Сидорский выделяется среди прочих белорусских чиновников не только габаритами, но и тем, что занимал пост премьер-министра дольше, чем кто-либо еще – целых семь лет. И ушел в отставку в декабре 2010 года. Многие аналитики связали тогда уход премьера с тем, что представители оппозиции нередко указывали на Сидорского как на фигуру, способную и достойную заменить Лукашенко на посту президента – одновременно объединив самые различные силы в белорусском обществе.
Уйдя в отставку, Сергей Сергеевич недолго оставался без работы – вскоре он стал членом коллегии (министром) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии и перебрался в Москву. Из белорусского медиапространства Сергей Сидорский исчез сразу и начисто.
А теперь так же резко вернулся. Лицо Сидорского мелькало абсолютно во всех телевизионных репортажах с Заседания глав правительств СНГ, его цитировали все информагентства. И сразу сложилось впечатление, что именно он теперь определяет – ни много ни мало – общую промышленную политику евразийских интеграционных образований.
«Принято 17 базовых документов, и сейчас нужно отработать все их положения. Ведь именно экономическая интеграция должна лечь в основу Евразийского экономического союза. Нам нужно отработать с бизнесом, как перейти к прикладной реализации этих документов», – сказал Сидорский, выступая в пятницу на Форуме деловых людей государств – членов ЕЭП.
По его словам, сегодня в Комиссии есть понимание единой промышленной политики. «Бизнес должен дать ответ, согласен ли он с нашим пониманием этого вопроса. Единая промышленная политика в ЕЭС будет построена на российских технологических платформах», – сказал Сергей Сидорский.
Также бывший глава правительства Беларуси, а ныне министр Евразийской экономической комиссии считает, что товары, произведенные в странах Таможенного союза и перемещаемые по его территории транспортом ТС, должны перевозиться по совместно утвержденным внутренним тарифам.
«Если по транспортной инфраструктуре мы говорим о том, что должно быть свободное перемещение товаров, произведенных на территории Таможенного союза, транспортом стран ТС, то даже наши российские коллеги имеют разные точки зрения. Так, Россия изъявила желание, чтобы при транспортировке грузов, которые будут следовать в российские порты, использовались внутренние, национальные тарифы. Такое же пожелание высказал и Казахстан, – сказал Сергей Сидорский на саммите в Минске. – Беларусь по этому поводу в недоумении: если мы создали Таможенный союз, то перемещение товаров должно осуществляться по совместно утвержденным внутренним тарифам».
Помимо этого Сергей Сидорский много и охотно говорил о проблемах сельскохозяйственной отрасли. Он признал проблему открытости (правильнее сказать – «полуоткрытости») национальных рынков для сельхозтехники, производимой в странах – членах ТС. «Очень много говорится о сельскохозяйственной технике. Да, мы работаем в рамках ВТО. Да, было принято решение о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на сельхозтехнику, – сказал Сидорский. – В этом вопросе Беларуси пришлось отстаивать свои интересы, предлагая партнерам по ТС работать в русле здоровой кооперации. При этом республику упрекали в создании искусственных барьеров по вхождению на наш рынок импортной техники. Однако в действительности на белорусском рынке присутствуют российские комбайны – так же как в российских регионах сегодня закупают и используют в работе сельхозтехнику производства Claas и John Deer».
Напоследок, уже в кулуарах Минского форума деловых людей, бывший премьер-министр Беларуси заявил журналисту сайта onliner.by, что в стране нужно открывать сборочное производство iPhone. «Мы убедились в том, что два белорусских предприятия в Минске и Витебске, которые занимались бытовой техникой, справляются с задачами, поставленными правительством в рамках Беларуси, – сказал Сергей Сидорский. – Однако сегодня есть более широкие задачи, которые мог бы решить и бизнес. Например, открытие сборочных производств смартфонов таких брендов, как Nokia, LG, Apple. Все условия для этого уже созданы. В качестве успешно работающего примера: посмотрите на ПВТ. Теперь нужно вести переговоры с крупным бизнесом – договариваться и привлекать его сюда».
Мясникович – либертарианец?
В свою очередь, Михаил Мясникович на саммите глав правительств стран СНГ озвучивал предложения, которые прежде можно было услышать разве что от отъявленных либертарианцев вроде Ярослава Романчука или экономистов-циников вроде Леонида Заико.
Например, Мясникович предложил отказаться от отсталых белорусских предприятий. Об этом он заявил на итоговом пленарном заседании Минского форума деловых людей ЕЭП. «Сегодня нужно не бояться отказаться от того, что неспособно работать в современных условиях. К сожалению, у нас в Беларуси мы тратим много сил и средств на поддержание неконкурентоспособных предприятий, вместо того, чтобы создавать новые эффективные производства. Надо не бояться принимать это хирургическое решение, пусть и во многом болезненное, – заявил премьер-министр Беларуси. – А те, кто сможет работать в новых условиях, должны быть готовы действовать на открытом рынке».
Стоит вспомнить, что в Беларуси (по версии властей) строится «социальное государство», а на всякие сокращения рабочих наложено табу. В этих условиях заявление Мясниковича – это как если бы католический кардинал призвал ревностных прихожанок приходить в костел в мини-юбках.
Между тем, Мясникович не ограничился одним либеральным заявлением. Он также призвал ускорить работу по созданию полноценного общего рынка Беларуси, России и Казахстана, на котором должна быть полностью свободная конкуренция. По мнению премьера, «надо в чем-то отказаться для того, чтобы добиться поставленной цели – создать общий рынок без изъятий и ограничений».
На взгляд Михаила Владимировича, членам ЕЭП нужно «либерализировать внутреннюю торговлю полностью, чего, к сожалению, пока нет». По его словам, также следует отказаться от национального режима, изъятий и идти на единые принципы в области стандартизации, подтверждения соответствия, маркировки и лицензирования.
Премьер-министр Беларуси привел оценки, «в соответствии с которыми только две трети товаров и треть услуг передвигаются в "тройке" свободно». «Общего рынка нет, – констатировал Мясникович. – Проблема не в бюрократизме и чиновниках, а в неконкурентоспособности товаров и услуг. К сожалению, в Беларуси мы много сил и ресурсов вкладываем в поддержку неконкурентоспособных предприятий».
Крамола на крамоле…
«Made in CIS»
Однако, наверное, самой большой неожиданностью стала идея, впервые и как-то робко озвученная Беларусью на нынешнем саммите глав правительств СНГ. Белорусская сторона впервые серьезно подняла тему введения т.н. «Единого сертификата происхождения товаров». Подразумевается, что товары, произведенные на территории разных стран ЕЭП, будут иметь общую маркировку типа «Made in…».
Суть идеи в том, что сегодня сложнотехнические товары, производимые, скажем, на белорусских заводах, собираются из комплектующих, выпущенных в самых разных странах СНГ. А значит, ставить на них штамп «Made in Belarus» – формально неверно. По мнению представителей белорусского правительства, такие единые сертификаты исключат «торговые войны» и облегчат товарооборот внутри ЕЭП. Хотя понятно, что выиграет от их введения прежде всего как раз Беларусь – «сборочный цех» бывшего СССР.
Судя по всему, с подачи официального Минска эта тема может стать ключевой на следующих саммитах СНГ – они пройдут в октябре и ноябре нынешнего года, соответственно, в Минске и Москве.