То, что творится в центре Стамбула, - это какой-то новый, незнакомый нам уровень самоосознания нации, гражданского общества и граждан в целом.
Кажется, впервые я не могу описать то, что видел, словами. Мой талант отступает перед тем, что происходит сейчас в действительности. Ни одно видео не передаст той чумовой, какой-то совершенно фантастической энергии, которая владеет сейчас площадью. То, что творится на Таксиме - это какой-то новый, незнакомый для меня уровень самоосознания нации, гражданского общества и граждан в целом.
Говорят, здесь глушат интернет. Не знаю. Но я уже три с половиной часа пытаюсь залить видео и пока закачалось только пятьдесят семь процентов.
Пока не могу выложить свое видео, выложу фото. Одно. Все равно все фото отсюда - бессмысленны. Картинка не передает энергетику, к сожалению.
Тем не менее. На Таксиме было сегодня вот так. И вот так продолжается до сих пор - в Стамбуле сейчас час ночи. Никакой полиции, никакого Эрдогана, никаких водометов, никаких тюрем - ничего этого после того, что было сегодня, уже не существует. Да и полиции здесь сейчас нет. Вообще. Днем летал вертолет но и он ушел.
Анкару турецкие власти, насколько я понимаю, еще пытаются держать или, по крайне мере, пытаются пробовать контролировать, и там сегодня опять были водометы и резиновые пули - но Стмабул им сейчас не принадлежит совершенно. Здесь вообще полиции нет. О ней даже и не думает никто. Это из какого-то другого, прошлого, мира. Таксим в частности и Стамбул в целом на данный момент принадлежат людям. Полностью.
Перевес колоссальный. Силовики войти сюда сейчас просто не смогут, такое количество людей не разгоняемо в принципе. Понятно, что часам к трем ночи подавляющее большинство уйдет, и останутся только оккупайцы - которых, тем не менее, несколько тысяч - но как только тут кто-то вздумает стрелять, все, кто сегодня был здесь, и после того, что сегодня здесь было, вернутся обратно в удесятеренном количестве.
Сегодня здесь впервые был общий сход фанатов. Турецкие фанаты - это отдельный разговор, друг друга они режут и калечат стабильно - но сегодня на площади они были все вместе. Первыми пришли фанаты "Фенербахче" и взорвали Таксим вдребезги. Потом подтянулись фанаты "Бешекташа" и немного "Галатасарая" (которые Эрдогана поддерживают вообще-то) и добили остатки.
Фанаты оказались именно той, недостающей частью, которая сработала и как детонатор и как цементатор (сорри, не могу подобрать слова) общества. И случилось то, что и должно было случиться. Квантовый скачок - произошел.
И никакие баррикады уже больше не нужны. Кстати, сегодня впервые их начали разбирать. Потому что люди поняли - не в баррикадах и не в физических силах дело. Разогнать это - невозможно. Повернуть это вспять - невозможно. Точка пройдена. И обратного пути больше не существует. Прошлое - осталось в прошлом. А будушее сейчас здесь, на площади Таксим, с файерами, в джинсах и с баллончиками краски.
Это - единение нации. Это - страна. Это - народ. И ничего больше значения уже не имеет.
Это отличное видео, но все же даже и оно не передает в полной мере того духа, что царит сейчас на Таксиме. Все площадь - все, от края до края - заполнена гражданами своей страны. Я впервые вижу такое. Я впервые вижу полнокровную, настоящую социальную революцию, при этом абсолютно мирную. Революцию, которая не разрушает, которая не ввергает страну в пропасть, не откидывает её назад, а революцию, которая - созидает. То, что здесь сейчас происходит - созидание. Созидание нового общества, созидание новых граждан, подъем нации на новый уровень существования. То, что здесь сейчас происходит - история.
И это офигительно. Это просто офигительно, друзья мои. И я это видел.
О том, что я был на Таксиме, я буду рассказывать своим внукам.
И бьют барабаны. И люди танцуют. И они - свободны.
Аркадий Бабченко, «Эхо Москвы»