Гильермо Фариньяс предостерегает Запад от сотрудничества с диктаторами.
Кубинский режим, так же как и белорусский, торгует политзаключенными, запрещает своим оппонентам выезд из страны и пытается «отмыть» свой имидж за рубежом. В Гаване, как и в Минске, очень рассчитывают на кредиты Европы и США.
Об этом в интервью польскому изданию «Gazeta Wyborcza» (перевод - charter97.org) рассказал известный кубинский журналист и диссидент, лауреат премии Сахарова Гильермо Фариньяс.
Его родители были революционерами, а его отец воевал вместе с Эрнесто Че Геварой в Конго. Гильермо Фариньяс учился в военном училище в СССР и служил в кубинской армии. В существующем режиме окончательно разочаровался в 1989 году после ареста и казни генерала Арнальдо Очоа. С тех пор находится в оппозиции к правительству Кастро.
Гильермо Фариньяс провел в тюрьмах за свою общественную и политическую деятельность более 11 лет, 23 раза объявлял голодовки. Во время одной из них в 2010 году он едва не умер и был помещен в реанимацию. Кубинский режим был вынужден пойти на уступки и выполнить его требование об освобождении 52 диссидентов из тюрем.
Гильермо Фариньяс был награжден премией имени Андрея Сахарова, учрежденной Европейским парламентом, но выехать в Брюссель и получить ее смог лишь в этом году. Власти Кубы, которые неоднократно называли диссидента «уголовником», согласились выпустить его из страны.
«Режим пытается «отполировать» свой имидж в глазах демократических стран. Ему очень нужны кредиты и инвестиции из США и Европы. В Гаване понимают, что субсидии, которые Куба получает из Венесуэлы и благодаря которым выживает, скоро закончатся. Ради этого выпускают на свободу некоторых политзаключенных, а оппозиционерам разрешают выехать из страны», - говорит Гильермо Фариньяс.
Кубинский диссидент отмечает, что Рауль Кастро и его окружение внимательно изучают опыт других диктаторов и автократов, в первую очередь - искусство торга с западными странами ради собственного выживания.
«В течение нескольких лет режим изучает опыт России, Беларуси, Украины. Он пытается копировать их линию поведения в отношении западных стран», - говорит он. На вопрос о том, можно ли сравнить политику кубинских властей с преобразованиями в коммунистическом Китае или позднем СССР, диссидент отвечает: «Скорее, с поведением Лукашенко. Разрешение на использование мобильных телефонов и Интернета — это попытка обеспечить «мягкую посадку» для Рауля Кастро в случае кризиса».
Он заявляет, что демократические страны не должны допускать этого и выступает против снятия санкций, которые действуют в отношении властей Кубы.
Диссидент перечисляет пять главных требований оппозиции.
«Мы требуем безусловного освобождения политзаключенных и прекращения репрессий. Их 82 человека. Также кубинцам нужно дать свободный доступ к информации, разрешить создание политических партий и организаций. Все граждане страны, в том числе и те, которые были вынуждены покинуть ее, должны иметь право на участие в социальной, политической и экономической жизни Кубы. Гавана обязана также ратифицировать и соблюдать Всеобщую декларацию прав человека», - говорит диссидент.
Гильермо Фариньяс заявил, что диктаторскому режиму верить нельзя, потому что все «реформы», которые он проводит, преследуют лишь одну цель - выжить как можно дольше, получив западные деньги.
«Дьявол потеряет свою работу, когда Кастро попадет в ад», - говорит он.