Коренной житель Кобрина Александр Мех гордится тем, что в 1991 году вместе с единомышленниками развалил Советский Союз.
После этой победы он с вдохновением начал добиваться демократизации Беларуси. В результате потерял престижную работу в «Белтрансгазе» и стал секретарем Партии БНФ по работе с регионами. О сложностях своей судьбы и мнении о политической ситуации Александр Мех рассказал газете «Салідарнасць».
Сейчас Кобрин стоит в руинах. Тротуары уничтожены, здания стоят без крыш и с разбитыми фасадами. Оказалось, все это делается для красоты - в сентябре город должен принять «Дожинки».
- Строительные работы начались у нас с осени 2008 года. Местных жителей сейчас интересует вопрос не только о том, успеют ли сделать к «Дожинкам» новые дороги, дом культуры и ледовый дворец, но и не придется ли через год делать капитальный ремонт новостроек, - рассказывает при встрече 39-летний руководитель местной организации БНФ Александр Мех. - Положительные моменты в подготовке к «Дожинкам», конечно есть. Например, замена старых коммуникаций. Но хотелось бы более вдумчивого вложения денег. Кобрину давно нужна новая районная больница (в старой люди лежат в коридорах), но строят почему-то ледовый дворец…
Кстати, почти 30 лет назад сам Александр Мех оказал материальную помощь родному городу. Став уже в 4-м классе руководителем пионерской дружины, Мех повел товарищей на сбор металлолома, чтобы после обменять его на новый автобус. Усилия не были напрасными. Новый автобус начал пылить по дорогам Кобринского района. А будущий политик загорелся другой целью: чтобы летать на самолетах, или хотя бы их обслуживать, он поступил в технический университет гражданской авиации в Москве. А еще через пару лет стал участником исторического события.
- Так значит вы в 1991-м защищали Белый дом от танков ГКЧП?
- Да. Когда появились сведения о сборе людей на защиту Белого дома, я сначала съездил в этом удостовериться, а потом привел туда с собою несколько ребят из нашего общежития. Мы простояли около Белого дома без сна три дня. Понимали: если ГКЧП одержит победу, никакой демократии на просторах СССР не будет. Каждую минуту ждали, что наше оцепление начнут прорывать.
Потом видели Ельцина, но победе сильно не радовались - она оказалась кровавой. В том направлении, где мы стояли, пытались пройти БМП, и в результате погибли три человека.
- Вы тогда понимали, что разваливаете Союз?
- Нет. В Москве я даже не почувствовал тот момент, когда Советский Союз распался. Приезжал с учебы к родителям в Кобрин, но никаких существенных изменений не замечал. Все понятно для меня стало только в 1994-м году, когда в университете мне, как не россиянину, предложили платить за обучение в аспирантуре…
Возвратился домой, работы в Брестском аэропорту почти не было, и я пошел работать в Кобрине в «Белтрансгаз».
- А как вы, отец современной русской демократии, пришли к вступлению в БНФ?
- Когда я ехал на родину, то думал, что возвращаюсь в демократическую страну. А тут наоборот все демократические достижения начали уничтожать. Я посмотрел, кого власти больше всех бьют, понял что это БНФ и пошел к ним (улыбается).
Ну, на это есть разные взгляды. Так мать Александра Меха в политической карьере сына обвиняет его отца. 73-летний Василий Андреевич, который в БНФ с момента его основания, эти обвинения с возмущением отвергает. Споры у родителей Александра Меха обострились в прошлом году, когда их сын, инженер Кобринского управления магистральных газопроводов ОАО «Белтрансгаз», перед парламентскими выборами был уволен с работы. Перед этим ему лично угрожал безработицей начальник Кобринского управления КГБ Андрей Басько. Угрозы Александр Мех записал на мобильный и сообщил в СМИ. Но это ему не помогло…
Василий Андреевич на первых свободных выборах в белорусский Верховный Совет в 1990 году с соратниками по БНФ возил по району на своей «Волге» Виктора Кучинского - того самого, который потом обещал защищать Александра Лукашенко хоть с гранатометом в руках и занимал «депутатскую» должность 18 лет. Имея за плечами богатый опыт, Василий Андреевич дает своему сыну две основные характеристики - «идеалист» и «упрямец». Наверняка, именно эти качества привели к тому, что около месяца назад Александр Мех был назначен секретарем партии БНФ по работе с регионами. До него этим делом никто не занимался.
- Господин Александр, расскажите, где вы уже были? Какие выводы для себя сделали?
- Был в Могилеве, Витебске, Горках, Светлогорске и других городах. Конечно, после долгого затишья организации надо подымать. Но уверен: если им дать нормальное дело, они будут работать.
- И как вы собираетесь оживить работу региональных организаций?
- Мы должны привлечь в партию новых людей, добиться того, чтобы к нам приходили люди с высшим образованием.
- А что получилось из ваших попыток найти в Кобрине работу после увольнения с «Белтрансгаза»?
- Я обошел все предприятия и не один раз. Но в Кобрине все друг друга знают, к тому же во время «парламентской» компании я везде выступал с речами и, конечно, каждый руководитель предприятия мне в работе отказал.
Немного другая ситуация была в соседнем Бресте: там мне отказывали в работе на следующий день - после того, как звонили на предыдущее место работы. Сейчас я частный предприниматель, занимаюсь проектированием и монтажом систем отопления.
- Александр, Вам угрожали, что вы потеряете, работу, вы ее и потеряли. А как же вы собираетесь привлекать новых людей в партию, если они на вашем примере знают, что в любой момент могут остаться ни с чем?
- Сегодня для меня это самый серьезный вопрос. Как секретарь по работе с регионами я займусь организацией как юридической защиты наших людей, так и материальной: буду искать выход на фонды, которые способны с нами сотрудничать.
Жена Александра Наташа рассказывает, что долгое время они всей семьей (у них двое детей) жили на ее заработок в 900 тысяч рублей. Помочь им пытался только соратник Александра из Бреста, который однажды прислал семье 50 тысяч рублей. Это был первый и последний случай солидарности с политиком, имя которого постоянно фигурировало в СМИ во время «парламентских» выборов.
- Александр, как вы сегодня оцениваете политическую ситуацию в Беларуси?
- Она напряженная, в стране же экономический кризис. В политическом плане ждать можно чего угодно. Вспомните: в 2006-м экономическая ситуация была стабильной, но на площадь вышла 20-25 тысяч человек. Для оппозиции вопрос сейчас в том, кто будет лидером, кто поведет людей к победе.
- А белорусская оппозиция идет правильным путем?
- Она идет тем путем, которым может идти. С политической сцены были убраны ее самые сильные лидеры - Позняк, Гончар, Захаренко, и это сказалось на ее общем состоянии.
Сегодня, я думаю, в оппозиции много людей, которые работают на КГБ. Плюс власть ограничила наши возможности в донесении до людей информации.
- Какие у вас вообще планы на будущее?
- Пока в стране есть диктатура, планировать жизнь тяжело. Сейчас за нас это делают другие. У меня есть только один план - избавиться от диктатуры. Когда ее не будет, тогда уже можно будет нормально думать о своей жизни.