В результате встречи депутатов Парламентов Беларуси и России стало очевидно: российско-белорусский союз теряет свое значение главного интеграционного объединения на руинах СССР. Сегодня более актуальны уже другие формы евразийской интеграции.
От сессии до сессии…
В четверг, 13 июня, в Минске прошла 44-й сессия Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Мероприятие вполне рутинное, и ведущие российские СМИ на него даже не обратили особого внимания. Белорусские же обратили – не только из-за значительного (для Минска) масштаба саммита, но и из-за сопутствующих сессии мероприятий, которые оказались едва ли не более важными, чем сама встреча парламентариев.
Серия мероприятий в четверг началась со встречи Александра Лукашенко с главной российской делегации – председателем Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным. Как водится, белорусский президент много говорил о неизменности курса на развитие стратегического партнерства с Россией, заявляя одновременно о необходимости выстраивания отношений с Европейским союзом.
«Нам надо выстраивать нормальные отношения с Евросоюзом, но ни в коем случае не в ущерб нашему основному союзнику – Российской Федерации. От этого никуда не денешься. Хочу я этого или нет, но кто бы здесь не был, он будет выстраивать эти отношения, – заявил Лукашенко в ходе встречи с Нарышкиным. – Что касается наших договоренностей с Россией, то, что мы очень активно сотрудничаем, особенно в рамках Союзного государства, – это свято. Мы от этой политики никогда не отойдем, и если от нас будут требовать выбирать Россию или Европу, какие-то другие объединения, то мы на это никогда не пойдем».
Комментируя заявления политиков (в том числе российских), о том, что официальный Минск «шарахается туда-сюда», Лукашенко отметил: «Беларусь никогда не шарахалась. Просто надо понимать, что мы сегодня находимся между двумя монстрами – Россией и Евросоюзом. И в этих условиях нам надо выстраивать отношения с этими двумя гигантскими объединениями».
В свою очередь, Сергей Нарышкин передал Лукашенко привет от Владимира Путина. И дежурно заявил: «Мы нацелены на то, чтобы поддерживать на самом высоком на пространстве СНГ уровне интеграцию как в рамках Союзного государства, так и в рамках большого евразийского проекта».
Тормозящий Союз
В Минске высокопоставленные российские чиновники неожиданно разоткровенничались, нарекая, что работа по созданию Союзного государства затормозилась вплоть до полной остановки. Так, госсекретарь СГ Григорий Рапота заявил, что союзное государство России и Беларуси пока не готово к принятию Конституционного акта – работа над ним фактически остановлена.
«Сейчас мы не готовы выходить с предложением по Конституционному акту, мы не решили такие вопросы, как создание единого транспортного, энергетического, миграционного пространства и многие-многие другие», – заявил Рапота. Так госсекретарь ответил на вопрос члена российской делегации Светланы Савицкой (фракция КПРФ). Она поинтересовалась о судьбе этого документа: «Сейчас мы о Конституционном акте совсем не слышим – вопрос снят с повестки дня?».
Как рассказал в своем ответе Григорий Рапота, он внимательно ознакомился с договором о создании Союзного государства, где четко записано, что Союзное государство предполагает интеграцию в широком спектре – в экономике, культуре, в решении социальных вопросов. «И только после решения этих вопросов будет решаться вопрос о Конституционном акте, – добавил Рапота. – Если строго следовать этому документу, мы пока не готовы к подписанию данного основополагающего документа».
По его словам, у этой проблемы есть и второй аспект. Дело в том, что подготовкой Конституционного акта должна заниматься конституционная комиссия (по сути – парламентская комиссия), но она сейчас не работает, пояснил Григорий Рапота. Но эта комиссия давно не обновлялась; первоначально в составе ее секретариата было семь человек, сейчас осталось четыре.
«У них есть машина, есть зарплаты, кабинеты, – отметил Рапота. – Однако чем они занимаются, непонятно. …Хотя это и не входит в мои прямые обязанности, я вызывал этих сотрудников, спрашивал, какую они ведут работу. Мне внятного ответа дано не было».
В свою очередь, председатель парламентского собрания Союза Беларуси и России, спикер Госдумы Сергей Нарышкин пожаловался на то, что кабинет министров Союзного государства регулярно затягивает представление отчета об исполнении союзного бюджета.
«Из года в год парламентское собрание получало отчет об исполнении бюджета с довольно существенными задержками», – сказал Нарышкин журналистам, подводя итоги 44-й сессии ПС. Он уточнил, что этот отчет представляется в ПС советом министров Союзного государства.
Вообще же у автора этих строк сложилось впечатление, что все участники процесса понимают: Союзное государство зашло в тупик, и сегодня Москве намного более интересна евразийская интеграция в целом. Не случайно, наверное, подводя итоги 44-й сессии, председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко упорно смещал акценты с Союзного государства на иные интеграционные образования. По его словам, парламентарии Беларуси и России готовы принять активное участие в формировании и законодательном обеспечении работы Евразийского экономического союза.
«Нам предстоит большая работа по двум основным направлениям. Первое – это законодательное обеспечение интеграционного процесса, – отметил Андрейченко. – Парламентарии активно поддержали процесс создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, ратифицировав все необходимые документы. Мы применим этот опыт при формировании Евразийского экономического союза. Вторым важнейшим направлением является то, что нам необходимо рассказывать людям, нашим избирателям о целях, выгодах и преимуществах Евразийского экономического союза. Чтобы люди слышали, как с созданием этого союза будет повышаться уровень их жизни, будут создаваться новые рабочие места, обеспечиваться свободное движение капитала и как будут работать наши предприниматели».
Комментарий эксперта
«С одной стороны, в Минске не произошло никаких неожиданностей. Собрались депутаты двух парламентов, сказали дежурные слова «о важности» того и сего, подтвердили, скрепили, руки пожали, решили ускорить. С другой стороны, всем уже понятно, что Союз России и Беларуси все быстрее теряет свое значение, что для России более актуальна интеграция с Казахстаном и втягивание в орбиту своих интересов Украины, республик Средней Азии, – считает сотрудник Отдела восточноевропейских исследований Института Европы РАН Мария Топалова. – Союз с Минском был актуален для Москвы в то время, когда – при Ельцине – от России все бывшие советские республики бежали подальше. Теперь же ситуация иная».
«Кроме того, стоит обратить внимание, какой «подарок» подготовили белорусские власти к визиту председателя Госдумы России, – говорит эксперт БДГ. – Утром 12 июня Мингорсуд удовлетворил требование главного управления юстиции Мингорисполкома и ликвидировал старейшую и одну из крупнейших организаций российских соотечественников в Беларуси – Минское общество русской культуры «Русь». Общество было зарегистрировано в 1992 году, объединяло более тысячи человек (в основном – представителей интеллигенции) и награждалось грамотами Госдумы России. Конечно, это тоже некий сигнал. Хотя лично я пока не понимаю его смысл».