Лидер Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин в статье на сайте «Белорусские новости» демонстрирует свою твердую пророссийскую ориентацию.
Приводим текст статьи без изменений:
В последнее время мне неоднократно — сначала на учредительном съезде Белорусской партии трудящихся, а затем в ряде интервью и комментариев — довелось говорить о России как о важнейшем стратегическом партнере Беларуси и давать весьма критическую оценку нынешнего состояния интеграционных процессов двух наших стран.
Это вызвало нервную реакцию у ряда «проевропейски ориентированных» граждан, готовых заплатить за евроинтеграцию Беларуси совершенно неприемлемую для ее национальных интересов цену — угробить взаимовыгодные отношения с Россией.
Такая реакция с их стороны на мои слова более чем удивительна. Ведь ничего нового я не сказал. Моим критикам должна быть известна позиция ПКБ, которая рассматривает белорусско-российские отношения в качестве внешнеполитического приоритета. Может, они запамятовали, что в 1996 году именно фракция коммунистов в Верховном Совете 13-го созыва, которой я руководил, инициировала процесс создания Союзного государства Беларуси и России и именно по нашему предложению президент А.Лукашенко получил тогда парламентское поручение ехать в Москву и подписывать соответствующие документы?
В моих недавних высказываниях нет ничего сиюминутного и конъюнктурного. Они базируются на объективном понимании оптимальной модели геополитического самоопределения Беларуси в современном мире, основанной не на идеологических предрассудках так называемых «западников» и «славянофилов», а на политических и (прежде всего!) экономических реалиях.
Нет смысла комментировать смехотворные обвинения в мой адрес о сдаче белорусского суверенитета. Видимо, кто-то не понимает, что суверенитет — это, в первую очередь, возможность народа и государства принимать самостоятельные решения, в том числе по вопросам: с кем дружить, с кем объединяться, как вообще вести себя в современном мире, где правила игры все чаще диктует процесс глобализации?
Глобальный мир сегодня таков, что государства добровольно вынуждены идти на ограничение своего суверенитета, подчиняясь правилам международных отношений, делегируя часть своих полномочий наднациональным политическим, экономическим и даже военным органам.
Примеров тому — тьма. И флагманом здесь выступает так любимый белорусскими «проевропейцами» Европейский союз — с условными внутренними границами, единой валютой и подчинением национального законодательства общим правилам. И что-то не слышно разговоров о потере суверенитета, скажем, Францией, Германией или, допустим, Литвой. Верно?
Значит, проблема — не в заботе моих критиков о белорусском суверенитете, а в их геополитических пристрастиях.
Но страсть редко дружит с разумом. А в политике она часто мешает трезво мыслить и принимать прагматичные, выгодные народу решения.
Как представляется, модель геополитического самоопределения Беларуси должна исходить из следующего.
Судьба наградила нашу небольшую страну неисчерпаемым богатством — уникальным географическим положением. В роли государства, обеспечивающего оптимальный евразийский транзит, Беларусь необходима практически всем ключевым игрокам на важнейших товарно-сырьевых и энергетических рынках.
Добрососедская, предсказуемая, договороспособная и договороответственная Беларусь нужна и Западу, и Востоку.
Сложившаяся система международного разделения труда диктует нашей стране новую структуру производства товаров и услуг. Обслуживание транзитных грузов и их перевозчиков, развитие современного информационного и финансового сервиса, логистика и транспортные услуги, инновационные технологии, дорожное и иное строительство, — вот что должно определять экономический облик современной Беларуси, вот на чем она должна зарабатывать деньги, повышать уровень и качество жизни своих граждан.
Очевидно, что такая перестройка белорусской экономики невозможна без нормальных отношений с другими странами, особенно соседними.
Беларусь, безусловно, должна стремиться улучшать отношения с западным миром, в первую очередь с Европейским союзом. Здесь передовые технологии, потенциальные инвестиции, опыт создания системы высоких социальных стандартов и демократических институциональных реформ.
Но кто внятно объяснит: зачем, налаживая отношения с Западом, рушить достигнутое на Востоке? Зачем превращаться в «Лукашенко наоборот» 15-летней давности?
Более того. Если реализацию национальных интересов Беларуси выстраивать не на геополитических пристрастиях, а на экономическом и политическом прагматизме, то следует признать неоспоримый факт: в обозримом будущем именно отношения с Россией будут иметь для Беларуси определяющее значение.
Оставим для историков рассуждения на предмет того, хорошо это или плохо. Я политик, и исхожу из того, что исторически сложилось именно так: основа белорусской экономики закладывалась в советский период, она была ориентирована на союзный народнохозяйственный комплекс. Никаким декретом враз это не отменишь. В России — сырье для наших производств и основной рынок сбыта нашей продукции. Следовательно, белорусско-российские отношения — это наши рабочие места, зарплаты наших тружеников, основной «социальный пакет» для наших пенсионеров, детей и молодежи, других нуждающихся в государственной поддержке слоев населения. Следовательно, потворствовать ухудшению белорусско-российских отношений, чем долго занимаются некоторые оппозиционные политики Беларуси, а в последнее время к этому подключился и правящий режим, — безответственность, направленная против интересов собственного народа.
Кстати, люди оказываются мудрее политиков. Поговорите с социологами. Даже сейчас, после различных «торговых войн» и резких антироссийских высказываний белорусского руководства, когда количество наших граждан, оценивающих отношения Беларуси и России как хорошие, упало до 60 процентов, 90-95 процентов опрошенных белорусов называют РФ наиболее важным партнером нашей страны, а три четверти — еще и надежным союзником.
Даже всесильная государственная пропаганда не может поколебать в массовом сознании понимание стратегической важности отношений с Россией! И люди правильно рассуждают. Особенно те, кто занят в реальном производстве, кто на себе ощущает взаимозависимость наличия работы и уровня зарплаты от качества белорусско-российских отношений.
Мы тоже так считаем. Мы исходим из национальных интересов суверенной Беларуси и ее народа. Мы за развитие добрых отношений со всеми соседями, со всем миром. Но мы честно говорим о России как о стратегическом партнере нашей страны. И дело здесь ни в чьем-то «западничестве» или «славянофильстве». Такую логику диктуют интересы развития страны и повышения благосостояния граждан Беларуси.