Внешний валовый долг Беларуси вырос до $34 миллиардов – это уже заметно больше половины всего ВВП страны. Каждый из нас должен иностранцам $3643. По мнению экспертов БДГ, внешний долг начинает напоминать раковую опухоль, которая неконтролируемо растет, поглощая ресурсы организма. Пока лечение возможно, но откладывать его нельзя.
Внешний долг: разбираемся в цифрах
Нацбанк констатирует: за последние полгода внешний валовый долг Беларуси вырос до $34 млрд 466 млн, что соответствует 53,4% ВВП страны. Для сравнения: в октябре прошлого года он составлял $32,5 млрд. В расчете на душу населения с начала года внешний долг вырос на $30,6 – теперь каждый обладатель белорусского паспорта должен иностранцам $3.643.
Валовый внешний долг определяется как не выплаченная сумма фактических текущих и не обусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами. Валовый внешний долг включает в себя долг органов госуправления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики. Проще говоря, это совместный долг государства, банков и предприятий перед иностранцами.
По данным Нацбанка, за январь-март нынешнего года на обслуживание валового внешнего долга Беларусь потратила $1 млрд 635 млн. Это составило 11,5% ВВП или 14,9% экспорта товаров и услуг. Выплаты по основному долгу составили $1 млрд 301,2 млн, платежи по процентам – $333,8 млн.
Белорусский экономист Вадим Иосуб, аналитик официального партнера Альпари в Минске, так описывает структуру валового внешнего долга РБ на конец I квартала:
- 40,3% приходится на т. н. «долг других секторов», то есть долг предприятий всех форм собственности (по факту, в первую очередь – государственных);
- 36,9% – долг органов госуправления, иными словами, долг правительства (сюда, в частности, относится задолженность перед МВФ);
- 18,5% – долги коммерческих банков;
- 3,6% – задолженность прямым инвесторам;
- 0,7% – долг Национального банка.
«Оценивая величину внешнего долга и то, какую нагрузку он создает на экономику, внимание в первую очередь надо обращать не на его абсолютную величину, и даже не на отношение долг/ВВП, а на способность страны этот долг обслуживать, на источники возврата долга и способы его рефинансирования, – говорит Вадим Иосуб. – Кредит, выделенный АКФ ЕврАзЭС, сопровождался условием проведения ежегодной в течении трех лет приватизации на сумму $2,5 млрд. Эти деньги могли быть направлены на значительное сокращение внешнего госдолга, но белорусские власти передумали идти по пути структурных реформ и предпочли рефинансировать внешний долг за счет очередных траншей, а также за счет размещения валютных облигаций. При этом пока государству удается погашать задолженность без существенного снижения золотовалютных резервов. Из озвученных планов правительства видно, что и в дальнейшем при погашении госдолга ставка будет делаться на валютные заимствования внутри страны, очередной кредит АКФ ЕврАзЭС, возможно, размещение еврооблигаций.
В результате мы имеем дело не с погашением задолженности, а с ее рефинансированием, или переводом внешнего госдолга во внутренний. И любой сбой с поиском финансирования на эти цели неизбежно приведет к ощутимому снижению ЗВР. Единственный вариант, который может привести к снижению долговой нагрузки, – приватизация крупных предприятий, властями пока не рассматривается».
В свою очередь, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук считает, что в этом году ситуация с внешним долгом просто неважная, но терпимая. А вот в следующем году за стабильность уже придется расплачиваться промышленными активами.
«2012 год мы закончили с размером совокупного внешнего долга в объеме примерно 55% ВВП. Из него государственный долг составил чуть меньше 24% ВВП. Затраты на обслуживание госдолга были заложены в бюджет – около $3,1 млрд. Цифра немалая, и стоит спросить правительство, что оно сделало с полученным кредитом, какую пользу получила Беларусь от этих займов, – говорит Ярослав Романчук. – Сотни миллионов долларов в виде процентов – да у нас многие отрасли финансируются в меньшем объеме, чем мы выплачиваем проценты. Основная нагрузка по выплате госдолга этого года придется на второе полугодие. Минфин уже аккумулирует ресурсы, стараясь избежать шока. Говорят, что активизировалась практика административного регулирования заявок на покупку валюты. Тем, кто заказывает много, настоятельно рекомендуют подумать и подождать. Такое поведение подтверждает тезис МВФ о переоцененном белорусском рубле. Это значит, что во второй половине 2013-го нам точно следует ждать девальвации. Беспокоит то, что кредиты нужно отдавать в валюте, а Нацбанк в мае существенно увеличил объем кредитной эмиссии. Это следствие жесткого лоббизма промышленников и сельского хозяйства, которые давно сидят инфляционным налогом у нас шее».
На 2013 год золотовалютных резервов хватит, даже если нам никто больше в этом году не даст в долг, – считает эксперт БДГ. Но уже в 2014-м белорусским властям будет остро не хватать, как минимум, $5 млрд, чтобы спокойно, без потрясений прожить год. При самом плохом сценарии придется продавать или отдавать в залог ликвидные активы (в первую очередь, нефтехимию).
«Сегодня состояние внешнего долга Беларуси – это как развитие рака у человека. Пока можно диагностировать I степень. В следующем году, при негативном прогнозе по экономике России и ЕС, ситуация ухудшится до II степени, – считает Ярослав Романчук. – Не смертельно, но лечение потребует больших ресурсов, и экономике будет больно, явно не до роста. К сожалению, здравые мысли отдельных экспертов Нацбанка, которые на разных заседаниях предупреждают об опасности развития раковой болезни долгов, пока игнорируются».
Лекарство от МВФ
Возникает логичный вопрос: как избежать описанного экспертами БДГ печального сценария. Один из вариантов – принять рецепт Международного валютного фонда, который предлагает белорусским властям конкретный план реформ. По мнению экспертов МВФ, он позволит в среднесрочной перспективе обеспечить устойчивый экономический рост.
Эксперты фонда считают, что «экономика Беларуси является наименее реформированной среди стран Европы, и высокая степень государственного регулирования сдерживает рост производительности и конкурентоспособности». В связи с этим экономисты МВФ подготовили и предложили белорусским властям сценарий корректировки, предусматривающий сочетание последовательной макроэкономической политики и глубоких структурных реформ.
В МВФ считают, что первой и главной реформой финсектора Беларуси должна быть минимизация директивного кредитования госпрограмм – его следует к концу 2015 года свести до уровня 1% ВВП. Госбанки надо избавить от функций льготного кредитования, полностью сконцентрировав его в Банке развития. При этом эксперты МВФ подчеркивают, что пока Банк развития, вопреки ожиданиям, рассматривается как дополнительный фактор непрозрачности системы директивного кредитования.
Второй принципиально важный для МВФ момент: правительству следует сформировать масштабный перечень госпредприятий для ускоренной приватизации. Одновременно следует к концу 2014 года упразднить целевые производственные показатели. К середине 2014 года МВФ ожидает от белорусских властей четкого плана-графика реструктуризации госсектора, включая устранение бюджетной поддержки и прекращение контроля над госпредприятиями со стороны отраслевых министерств.
МВФ предлагает к середине 2014 года поэтапно отменить госрегулирование цен на социально значимые товары. Одновременно следует повысить размер пособия по безработице и перейти от квартальной к ежемесячной его индексации.
По мнению экспертов Фонда, следует значительно повысить стоимость услуг ЖКХ – до возмещения к концу 2014 года тарифами 55% от стоимости этих услуг (сейчас – менее 30%). Также МВФ предлагает к концу 2014-го повысить стоимость услуг транспорта, чтобы на 100% возмещать соответствующие затраты (сейчас тарифами покрывается менее 50%). Также к началу 2015 года предлагается отменить регулирование цен услуги для населения. Одновременно МВФ предлагает снять ограничения по уровню зарплаты на госпредприятиях за счет придания единой тарифной сетке рекомендательного характера.