Журнал «Foreign Policy» считает, что Европе должно быть стыдно за то, что уже 20 лет в самом ее центре существует диктатура.
Бард нашего времени - так часто называют Тома Стоппарда, знаменитого драматурга, обладателя многочисленных творческих наград. Делясь со мной впечатлениями о рецензии на спектакль «Минск-2011», опубликованной 17 января 2013 года в «Нью-Йорк Таймс», сэр Том (а Королева Елизавета II самолично посвятила в рыцари англичанина чешского происхождения в 1997 году) едва сдерживает эмоции. Автор рецензии Бен Бентли назвал спектакль «красивым и жестоким» и отметил его «мифологичность», пишет Кристина Одоне в журнале «Foreign Policy» (перевод - charter97.org).
- Лучшей рецензии и не придумаешь, Вы согласны, Том?
Сэр Том светится от радости. Это не его спектакль, но Том давно поддерживает Белорусский Свободный Театр, запрещенный в родной Беларуси из-за жесткой критики белорусского диктатора Александра Лукашенко.
Стоппард помогает еще одному врагу Лукашенко – Андрею Санникову. В декабре 2010 года после выборов президента бывшего заместителя министра иностранных дел бросили в тюрьму и пытали за то, что он выдвинул свою кандидатуру. Два года назад Том Стоппард писал письма в поддержку Санникова. Политик считает свое освобождение после 16 месяцев тюрьмы, в том числе, заслугой Стоппарда.
Но, несмотря на эту победу, ни диссидент, ни драматург не могут бороться с Александром Лукашенко на равных. Человек, известный как последний диктатор Европы, уже 19 лет держит страну в своем капкане. За время его правления Беларусь, государство размером в штат Канзас и населением в 9,5 миллионов человек, стала известна во всем мире как страна с повальными нарушениями политических прав и гражданских свобод. Начиная с 1994 года, все выборы и референдумы в Беларуси были тщательно срежиссированы режимом.
Пусть в первой строчке национального гимна поется «Мы белорусы, мирные люди», но с конца 90-ых в стране оперирует тайный эскадрон смерти. Ряд оппозиционеров пропали без вести или объявлены политическими заключенными.
Мариете Шааке, член Европейского парламента от Голландии, давно призывает ЕС ужесточить позицию по отношению к Беларуси. Она замечает, что ограничительные меры Евросоюза не оказывают должного эффекта на белорусские власти: «1 апреля 2013 года белорусский министр иностранных дел (Владимир Макей) заявил, что его страна готова к диалогу с ЕС – но без давления, угроз или санкций».
Что остается делать Санникову, когда ни точечные санкции, ни его личный вклад как оппозиционного политика не могут пошатнуть диктатуру?
Связи с Западом должны стать плотнее: иностранные студенты, скауты, велосипедисты, любители спа-отелей. Тогда, по мнению Санникова, белорусы «сами поймут, что такое свобода слова и прессы и верховенство закона, и не станут больше мириться с гнетом диктатуры».
Санников хочет убедить Евросоюз, что необходимы изменения в визовом режиме. Белорусы могут путешествовать по Европе, но по сегодняшний день запутанная и дорогая процедура получения визы занимает очень много времени. Однако Мариете Шааке убеждена, что скоро ситуация изменится. Евросоюз хочет начать переговоры об упрощении визового режима и соглашений о реадмиссии для граждан Беларуси. Белорусское правительство еще никак не отреагировало на это предложение – с точки зрения Шааке, явный признак того, что Лукашенко стремится к изоляции: «В конце концов, стоит людям ощутить на себе, что качество жизни в Европе выше, любые догмы и доктрины пошатнутся».
Пока Лукашенко обдумывает варианты. Решится ли он в очередной раз обвести Европу вокруг пальца? И если нет, не обидется ли Владимир Путин? Санников уверен: его миссия – поддерживать международный интерес к Беларуси.
Однако это задача не из легких. Том Стоппард говорит: «Что такое пара убийств по сравнению с кровавыми бойнями в Сирии, которые мы видим каждый день? Что такое десяток пропавших политиков по сравнению с последствиями «арабской весны»?» Через минуту он добавляет: «Но есть одна причина, по котрой Беларусь не может быть нам безразлична. Это Европа».