Такая пенсия — это показатель того, как развивается экономика Беларуси, считает политик.
Как известно, Лукашенко в 1997 году отменил постановление парламента о пожизненной пенсии бывшему премьеру и главе государства в размере 70-75% от оклада действующих премьера и спикера и подписал декрет об «упорядочении пенсий за особые заслуги перед белорусским народом». По сути, Лукашенко решил лично определять, кому дать высокие пенсии, а кому — нет, пишет «Народная воля».
Пенсии за особые заслуги были предназначены в основном первым лицам советской Беларуси, например, бывшим руководителям Компартии Беларуси Николаю Слюнькову и Ефрему Соколову.
Пятерым бывшим руководителям независимой Беларуси - Станиславу Шушкевичу, Георгию Таразевичу, Семену Шарецкому, Мечиславу Грибу и Михаилу Чигирю - данным декретом пенсия была оставлена на том уровне, на котором находилась на момент подписания декрета, одним словом, «заморожена».
В 1997 году это было 3 миллиона 196 тысяч белорусских рублей, которые после деноминации 1999 превратились в 3200 рублей в месяц. Сегодня такую пенсию и получает Станислав Шушкевич. Если перевести ее в доллары США, то получится около 37 центов по курсу Нацбанка.
Заметим, что в свое время Шушкевич заявлял, что принципиально не станет что-либо просить и унижаться, но решил попробовать добиться справедливости через суд. В 2002 году он обратился с иском в суд, но ему было отказано. Судебное решение Шушкевич обжаловал, дошел до Верховного суда, но и оттуда пришел ответ: мол, все правильно, пенсия выплачивается в соответствии с существующим законодательством.
В 2010 году через «Народную волю» Станислав Шушкевич обратился к тогдашним премьер-министру Сергею Сидорскому, председателю «совета Республики» Анатолию Рубинову, председателю «палаты представителей» Владимиру Андрейченко, главе администрации Лукашенко Владимиру Макею, председателю Высшего хозяйственного суда Беларуси Виктору Каменкову с требованием восстановить справедливость.
«Очевидно, что декрет, если он соответствует Конституции, не может превращать пенсию в насмешку, и сделать ее меньше минимальной социальной пенсии, - написал Шушкевич. - Но по нашим законам я сам не могу обратиться в Конституционный суд, чтобы суд это подтвердил. Поэтому, в соответствии со статьей 116 Конституции РБ, я прошу Вас обратиться в Конституционный суд, чтобы он определил, насколько соответствует Конституции РБ декрет президента № 16 от 9 сентября 1997 года, согласно которому моя пенсия стала насмешкой и позорит не только того, кто ее назначил своим декретом, но и все государственные институты страны, имеющие отношение к социальному обеспечению».
Понятно, что никто из чиновников пенсией Шушкевича заниматься не стал.
Но как можно прожить на пенсию в 37 центов? Может, Станислав Станиславович от нее уже отказался?
- Пенсию каждый месяц приносит мне домой почтальон, по договоренности за нее расписывается теща, - говорит Станислав Шушкевич. - Понятно, что в цивилизованном обществе такого нет, это позор не только Лукашенко, но и государства, позволяющего подобное.
Кстати, моя пенсия - это показатель того, как развивается экономика Беларуси. Лукашенко своим декретом 1997 оставил пенсию на том уровне, на котором она была в 1996 году, но тогда это составляло 300 долларов, а сейчас - 37 центов! Наш рубль за 15 лет подешевел более чем в 800 раз. В цивилизованной стране любое правительство, любое руководство давно уже вылетело бы в трубу...
Что касается меня, то, слава Богу, здоровье не подводит, и зарабатывать на жизнь я еще могу. Сейчас вот читаю курсовые и дипломные работы студентов Варшавского университета, где преподаю. Кстати, в этом году я читал лекции в Польше, Южной Корее, Австрии.