Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Китай нам больше не пример

Высокопоставленные белорусские чиновники часто приводят Китай как пример – вот, дескать, к каким показателям экономического роста следует стремиться. Однако ученые-экономисты настроены скептически: по их мнению, грандиозное «китайское чудо» совсем скоро может обернуться столь же грандиозным обвалом.

Выгоды оборачиваются провалами

Последние лет десять белорусские власти очень любят показывать на «китайскую модель» как на образец чистого экономического роста, не отягощенного такими «буржуазными излишествами», как демократия, свободные выборы и независимые СМИ. Действительно, примерно с 1989 года Китай стабильно, каждый год, демонстрирует такие темпы экономического роста, о которых прочему миру остается только мечтать. Китай уже стал не только «всемирной фабрикой», но и второй по размеру ВВП страной мира (12% мирового ВВП), вплотную приблизившись к США.

Однако возможно, скоро белорусским лидерам придется прекратить славословия в адрес восточной супердержавы. С самого начала 2013 года ведущие мировые экономисты все чаще указывают на груз проблем и противоречий, отягощающих и тормозящих китайскую экономику.

Можно сказать, что Китай может пасть жертвой собственных успехов, «перегрева» экономики. Против него обернутся те самые факторы, которые до сих пор способствовали быстрому экономическому росту.

- Дешевая рабочая сила. «Китайское чудо» построили сотни миллионов вчерашних крестьян, перебравшихся в города. Для них счастьем было работать на фабриках по 12 часов в день за $150-200. Однако за последние пять-семь лет уровень жизни в Китае значительно вырос, средняя зарплата фабричных рабочих поднялась до $400-500. На глазах Китай теряет одно из главных конкурентных преимуществ – низкую себестоимость производства. Не случайно, наверное, сейчас все больше производств переносится уже не в Китай, а из Китая – во Вьетнам, Лаос, Тайланд.

- Отсутствие социальных гарантий. В Китае нет пенсионной системы. По китайской традиции, престарелых родителей должны содержать выросшие дети. Понятно, что государство, не отягощенное пенсионными расходами, может себе позволить огромные инвестиции в инфраструктуру.

До сих пор это не создавало проблем. Но теперь китайцы, получая больше денег, начинают ездить по миру, смотреть, как живут люди в других странах. И видят, что там тех, кто ушел на покой, содержит государство. Китайцы тоже так хотят, так что власти страны будут просто вынуждены в скором времени озаботиться созданием системы соцзащиты.

- Пренебрежение экологическими проблемами. Себестоимость производства на бесчисленных китайских фабриках остается низкой в том числе и из-за того, что их владельцы абсолютно безразличны к судьбе окружающей среды. Да и государство, сделавшее экономический рост иконой, до сих пор закрывало глаза на отсутствие очистных сооружений.

Сегодня Китай уже расплачивается за это: плотным смогом над Пекином и Шанхаем, тысячами квадратных километров «опустыненных» земель, заваленных отходами реками Янцзы и Хуанхэ, к которым опасно даже подходить из-за ядовитых испарений. И это проблема, на решение которой предстоит потратить немалые деньги.

- «Перегрев» экономики дешевыми кредитами. Конечно, дешевые кредитные ресурсы – залог роста любого бизнеса. Но все хорошо в меру. Как подсчитали в рейтинговом агентстве Fitch, в 2012 году объем выданных кредитов в Китае вырос на $5,6 трлн, $2 трлн из них пришлись на теневой банкинг (частные займы, кредиты небанковских учреждений и т.д.). По оценкам Moody\`s, за последние два года этот нелегальный сектор вырос на 67%.

Как результат, уже в начале июня нынешнего года в Китае начались проблемы с финансированием: начали быстро расти ставки по кредитам и депозитам, и банкам пришлось в срочном порядке урезать второстепенные виды бизнеса. Тем не менее, банковские ставки значительно оторвались от ставок по государственным облигациям. Теперь высокие ставки могут парализовать работу банков по все стране, отправив экономику в глубокое пике.

- Игнорирование чужой интеллектуальной собственности. Китай прославился не только дешевой и низкокачественной продукцией, но и полным пренебрежением к чужой интеллектуальной собственности. Китайцы спокойно копируют абсолютно все: сумочки D&G, тракторы «Беларусь», «Айфоны» и даже реактивные истребители. Государство это негласно поощряет, так как пиратство стимулирует экономический рост, а вводить санкции против страны таких масштабов все равно никто не рискнет. Но и это преимущество исчезает: европейские и американские бренды в ответ начинают менять модели бизнеса на такие, которые китайцы, ориентированные на массовое производство, пока скопировать не могут. 

«Когда я впервые приехал в Китай, в 2005 году, я прилетел сразу в Шанхай. И первое, что меня поразило – это то, как курят китайцы. Курят все поголовно, курят непрерывно. Я быстро понял, почему. Курение хоть как-то перебивает плотный смрад от химикатов, висящий над городом. И так не только в Шанхае, так по всему восточному побережью, где сосредоточены промышленные предприятия. В Китае нет понятия «здоровый образ жизни», потому что там сама окружающая среда вкупе с образом жизни (постоянная работа) делает такое понятие бессмысленным, – говорит Андрей Собинов, научный сотрудник Института востоковедения РАН. – Второе главное впечатление – что Китай – это одна огромная фабрика. Это ненормально: мир, окружающий человека, не может и не должен быть фабрикой. И вот что интересно: китайцы производят очень много хороших, качественных вещей. Но подход у них достаточно своеобразный, советским людям непонятный. Самые качественные товары они оставляют себе. Похуже качеством – экспортируют в США и Европу. А самое плохое – отправляют в СНГ, Африку, бедные страны Азии. То есть не гонятся за валютными поступлениями любой ценой, в ущерб себе. Удовлетворяют прежде всего собственные потребности». 

Китай: ближайшее будущее

Еще в марте эксперты ФРС США представили прогноз, согласно которому экономический рост Китая может резко сократиться к 2030 году из-за снижения производительности и старения населения. При «позитивном» сценарии темпы роста ВВП к 2030 году замедлятся до 6%. При «негативном» (если сработают все подрывающие экономику факторы), показатель упадет до менее чем 1%.

Собственно, падение уже началось: последние 10 лет экономика Китая росла в среднем на 10% в год, но в 2012-м ВВП КНР вырос на минимальное значение за период – 7,8%. «Китайская экономика не может поддерживать экстремально быстрый рост бесконечно. Вопрос, следовательно, не в том, замедлится ли она, а в том, когда и насколько, – отмечает Джейн Холтмайер, ведущий советник подразделения ФРС по международным финансам. – Темпы роста ВВП – это сумма роста занятости и роста производства на одного работающего. Китай испытывает сложности в обеих этих категориях».

При этом Китай быстро стареет. Доля жителей старше 60 лет возрастет до 25% к 2030 году (с 12% в 2010-м). 80% трудоспособного населения уже заняты, так что пространство для дальнейшего роста, который укрепил бы экономическую активность в будущем, ограниченно. В свою очередь, рост производительности до сих пор поддерживался иностранными инвестициями – но только за 2012 год они упали в три раза. Экономика, в основе которой лежал экспорт, стала экономикой, зависимой от инвестиций.

Дисбаланс проявляется и в том, что сейчас доля экспортно-ориентированного производства составляет около половины ВВП Китая – намного больше, чем у других стран (26% у развитых, 35% у развивающихся). Когда начнется естественная ликвидация этого дисбаланса, рабочие будут уходить из первичных секторов промышленности, а основной поток инвестиций придется на обслуживающий сектор. Само по себе это приведет к замедлению роста до 6,2%. Если одновременно сработают такие негативные факторы, как снижение занятости, спад инвестиций, а также сокращение промпроизводства, то рост китайской экономики сменится падением.

Впрочем, эксперты Фонда мировой экономики уверены, что негативные перемены в Китае наступят намного раньше. Ранее, анализируя опыт стран, переживших инвестиционный бум, аналитики фонда прочили Китаю жесткую перестройку экономики. Теперь же они ждут обвала экономики по сценарию другого азиатского гиганта – Японии 1980-х годов.

Последние новости:
Путин лжет 23.11.2024 Путин лжет
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]