Министерству по налогам и сборам не дает покоя занижение выручки объектами торговли и сферы услуг.
Нужен ли тотальный контроль за кассовым оборудованием и во сколько техническое новшество обойдется продавцам? Портал «Интерфакс» проясняет ситуацию.
Зачем это нужно?
МНС считают, что использование кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов позволит осуществлять всесторонний контроль за выручкой. Для этого предлагается создать систему контроля кассового оборудования (СККО).
«В результате реализации системы информация, полученная от кассового оборудования, будет анализироваться программным обеспечением, что позволит оперативно выявлять объекты с низким объемом товарооборота (оборота услуг, работ) и в отношении их проводить необходимые контрольные мероприятия, — говорится в документе, подготовленном МНС. — У налоговых органов появится возможность мониторинга работы кассового оборудования в режиме реального времени без предварительного уведомления плательщика в тех случаях, когда декларируемый оборот значительно меньше среднего по аналогичным объектам или есть иные основания предполагать нелегальный оборот товаров. Система повысит защиту кассового оборудования от несанкционированного вмешательства субъектов хозяйствования в его работу с целью занижения выручки».
Как это будет работать?
Для подключения к СККО к кассовому оборудованию должно быть подключено специальное устройство — «средство контроля налоговых органов». В первую очередь новшество планируется внедрить на наиболее функциональном и требующем наименьшей доработки оборудовании — POS-терминалах, POS-системах, которые используются главным образом в гипер- и супермаркетах и т.п. Во вторую очередь — в кассовых аппаратах, совмещенных с таксометрами. (В будущем, в случае оснащения «черного ящика» модулем навигации GPS/ГЛОНАСС, возможна передача информации о местонахождении автомобиля-такси.) В последнюю очередь устройство от налоговых органов получат владельцы простого кассового оборудования — мелкие организации, ипэшники и т.п.
СККО планируется внедрить поэтапно. Так, с 1 октября 2015 года усовершенствованным кассовым оборудованием обяжут оснастить торговые объекты с торговой площадью от 650 кв.м и более; а с 1 декабря 2015 года — такси. Все прочие объекты подключат к СККО в 2016 году.
Информация о выручке будет передаваться в место сбора и анализа данных сведений посредством связи GSM.
Где это уже внедрено?
С 1 июля 2012 года в Беларуси действует подобная система контроля в отношении торговых автоматов.
— За счет внедрения СКТА дополнительно полученная, т.е. легализованная выручка владельцев торговых автоматов в месяц составляет Br3,8 млрд. Дополнительное поступление налоговых платежей в месяц — более Br175 млн без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения, — отмечают в МНС.
Кроме того, налоговики приводят в пример Болгарию и Грузию, а также Азербайджан, где аналогичные технологии апробированы. Более того, в России в 2016 году также предполагается ввести подобный контроль за кассовым оборудованием.
Когда реально это внедрить?
Создание и обеспечение функционирования системы контроля за кассовым оборудованием будет осуществляться без выделения средств государственного бюджета, отмечают в МНС. Потому как «обеспечение за счет внедрения системы даже 5-процентного повышения розничного товарооборота позволит увеличить добровольные налоговые поступления в бюджет на сумму более Br300 млрд ($35 млн) ежегодно.
Предложение Министерства по налогам и сборам затрагивает многих. Прежде всего — торговлю, а также производителей и поставщиков кассового оборудования. И если первая не заинтересована в доработке или тем более замене кассовых аппаратов изначально, то вторые и третьи сомневаются в том, что тотальный контроль за выручкой нужно вводить спешно.
Председатель Совета ассоциации «Кассовые суммирующие аппараты, компьютерные системы и торгово-технологическое оборудование» Михаил Карпов считает, что, внедряя электронный дистанционный мониторинг, необходимо учитывать отличие торговых автоматов и кассового оборудования. Последнее намного сложнее, его ассортимент более разнообразен. Не стоит забывать, что кассовых аппаратов в Беларуси установлено более 200 000 единиц. Нужно также помнить, что возможный трафик передаваемой информации и скорость работы оборудования могут оказаться не такими высокими, как предполагается. Ведь места установки кассовых аппаратов порой труднодоступны даже для сотовой связи.
— Работы по внедрению новшества должны вестись планово, комплексно и в соответствии с действующими нормативными документами на создание таких систем, — считает Михаил Карпов. — Необходимо наличие техзадания, техпроекта, затем получение опытного образца «средства контроля налоговых органов». Затем следуют испытания, доработка кассового оборудования, опытная эксплуатация на торговых объектах, аттестация системы, внесение изменений в СТБ на кассовое оборудование, внесение доработанного оборудования в Государственный реестр. И лишь потом — внедрение СККО.
Эксперт полагает, что пилотные проекты должны быть осуществлены на предприятиях торговли разных масштабов и на кассовом оборудовании разных типов — портативном, стационарном, POS. В ходе эксплуатации должны оформляться соответствующие акты. Только после этого должны быть внесены изменения в СТБ и нормативные акты, регламентирующие требования к кассовому оборудованию.
По мнению Михаила Карпова, вызывают большое сомнение сроки внедрения СККО, указанные в проекте постановления Совмина, т.е. 1 октября 2015 года.
— Наша ассоциация оценивает сроки доработки кассового оборудования предприятием-производителем и поставщиками после представления технической информации в период никак не меньше года до срока введения предлагаемой системы в эксплуатацию, — говорит Михаил Кольцов.
В ассоциации также считают, что функция мониторинга должна дополнять, а не заменять фискализацию данных на месте эксплуатации кассового оборудования.
— Учет данных денежного оборота должен быть на месте эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов, как это делается во всем мире, — говорит Михаил Кольцов. — Пользователь кассового оборудования должен иметь инструмент, с помощью которого он сможет доказать свою правоту в спорных вопросах.
А председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» Александр Калинин высказывает сомнение в целесообразности предлагаемого МНС проекта:
— Инициаторы внедрения системы дистанционного контроля преследуют благую цель, но с учетом количества кассовых аппаратов в стране эта инициатива влетит в копеечку. Сколько денег уйдет на переоборудования одного места? 100, 150, 200 долларов? Совместимы ли вообще ныне действующие аппараты с будущим устройством контроля? Особенно это касается миниатюрных устройств, под крышки которых уже ничего не поместится. Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, нужно создать пилотную модель на базе одного района, апробировать новшество и лишь потом запускать проект на территории всей Беларуси.