Для этого Александр Лукашенко хочет, чтобы аресты производились без санкции прокурора.
Система распределения среди госорганов полномочий по расследованию тех или иных категорий уголовных дел нуждается в существенной корректировке. При этом она должна отвечать реалиям сегодняшнего дня, заявил Александр Лукашенко 14 августа на совещании по вопросам совершенствования законодательства в сфере борьбы с преступностью.
«Попросту говоря, необходимо определить, насколько оптимальной является ныне действующая система распределения среди государственных органов полномочий по расследованию тех или иных категорий уголовных дел, - отметил белорусский правитель. - Критерий один: она должна отвечать реалиям сегодняшнего дня, а не быть застывшей догмой, к корректировке которой все боятся подступиться».
Сегодняшнее совещание стало продолжением отчетов правоохранительных структур. В течение года были проведены масштабные проверки КГБ, МВД и прокуратуры. «Проверки выявили ряд проблем и одновременно предопределили направления дальнейшего совершенствования работы этих госорганов», - подчеркнул Лукашенко.
«Проверки показали, что, к сожалению, в ряде случаев санкция прокурора не спасает от беззакония, то есть не выполняет свои функции», - заявил он.
По словам Лукашенко, прокуроры зачастую формально «подмахивают» санкции. Сотрудники органов внутренних дел, госбезопасности, других правоохранительных органов в свою очередь перекладывают ответственность за обоснованность проводимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий на прокуроров, прикрываясь полученной санкцией.
Он констатировал, что в то же время имеются факты, когда нерасторопность прокуроров, умышленное затягивание в даче санкций или вовсе отказ от них становятся препятствием для своевременного пресечения преступления и привлечения к ответственности виновного.
«Все это наталкивает на мысль о необходимости корректировки законодательства. Нужны такие меры, которые бы обеспечили, с одной стороны, оперативность работы, а с другой - законность, максимальную защиту прав и интересов граждан, государства и общества в целом, - подчеркнул Лукашенко. - Идти, как всегда, нужно только от жизни».
По его словам, именно «жизнь подсказала» потребность в изменении подследственности по коррупционным преступлениям. В целях усиления борьбы с коррупцией Декретом №3 от 18 апреля 2009 года определено, что по коррупционным преступлениям предварительное следствие производится тем органом, который возбудил уголовное дело, а не только прокуратурой.
Александр Лукашенко напомнил, что поручил своей администрации рассмотреть совместно с заинтересованными органами комплексно вопросы подследственности и прокурорских санкций. Подготовлен законопроект, который и был вынесен на коллегиальное обсуждение в силу его значимости.
Еще до совещания предложенные в проекте закона подходы были поддержаны не всеми. Возражения, в частности, вызвала норма, дающая право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, применять меры пресечения и совершать отдельные процессуальные действия по мотивированному постановлению министра внутренних дел, председателя КГБ и директора Департамента финансовых расследований.
Лукашенко не видит в этом особой проблемы: «Непонятно, что тут такого чрезвычайного: неужели руководители столь высокого ранга менее компетентны, чем прокурор, дающий санкцию?! Более того, ведь именно они несут персональную ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений».
Он подчеркнул, что эти вопросы поднимаются не впервые и они предопределены жизнью. «Не надо ссылаться на то, что есть сложившаяся система, прописанная еще в учебниках, и без нее, мол, все разрушится. Жизнь не стоит на месте. Формы преступных действий становятся все более сложными и изощренными, поэтому правила будем формировать так, как велит время, как нужно для дела», - сказал Лукашенко.
Он также отметил, что в ближайшее время необходимо рассмотреть вопрос возможности создания отдельного следственного комитета. «Мы существенно корректируем эту систему, и хотелось бы, чтобы здесь не было ошибки», - добавил он.
Руководители Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел поддержали предложенный вариант законопроекта, отметив, что у них нет принципиальных возражений против расширения полномочий их ведомств. Законопроект, в частности, расширяет компетенцию органов прокуратуры, внутренних дел и госбезопасности, наделяя их правом расследовать уголовные дела, ими возбужденные, по любым преступлениям.
Как подчеркнул председатель Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич, предлагаемые проектом закона меры «не противоречат ни нормам белорусской Конституции, ни международным стандартам».
В свою очередь Александр Лукашенко сконцентрировал внимание присутствующих на том, что речь в законопроекте больше идет об ответственности чиновников. А потому, по его словам, здесь «не должно быть оговорок, законодательство должно быть всеобъемлющим и пронизывать всю вертикаль». «Я за то, чтобы люди отвечали за свои деяния и у них не было возможности спихнуть свою ответственность на кого-то», - подчеркнул он.
Лукашенко отметил, что в первую очередь законопроект персонифицирует ответственность руководителей Министерства внутренних дел, Комитета госбезопасности и Департамента финансовых расследований за проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих сферу прав человека. «Судьба человека - это главное. И права человека - это не только мои функциональные обязанности, но и всех нас», - подчеркнул диктатор.
В ходе обсуждения участники совещания пришли к мнению, что персональная ответственность министра внутренних дел, председателя Комитета государственной безопасности, директора Департамента финансовых расследований является достаточной гарантией, что предпринимаемые ими действия будут в не меньшей степени отвечать закону, нежели действия низового прокурора, дающего санкцию на лишение свободы. Таким образом, также будет определена четкая ответственность конкретного должностного лица за предпринимаемые действия и исключена ситуация, когда госорганы перекладывают ответственность друг на друга в случае неправомерности действий.
Лукашенко поручил до 1 января 2010 года завершить работу над законопроектом, которым будут внесены изменения в механизм регулирования оперативно-розыскной деятельности. «Речь идет о механизме, - подчеркнул он. - Никакие международные обязательства, стандарты мы здесь не нарушаем, речь идет о механизме, а не о принятии каких-то внесудебных решений».