Осуждение новополоцкого активиста оппозиции Андрея Гайдукова является необоснованным и политически мотивированным, поскольку оно в значительной степени имело целью повышение роли и значимости КГБ в государстве неприемлемыми в демократическом обществе методами.
С таким совместным заявлением выступили Белорусский Хельсинский комитет и правозащитный центр "Вясна". По мнению правозащитников, продолжительность лишения свободы активиста явно непропорционально правонарушению, в котором он был признан виновным. В связи с этим БХК и "Вясна" требуют немедленного "освобождения А. Гайдукова, отмены незаконно вынесенного приговора и его пересмотра при соблюдении права на справедливое судебное разбирательство".
В заявлении отмечается, что предварительное расследование и судебное разбирательство были полностью закрытыми и непрозрачными, несмотря на повышенный интерес к этому делу со стороны общественности и СМИ. Кроме того, не было дано никакого обоснования необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании.
"С учетом того, что Гайдукову сначала инкриминировалось совершение более тяжкого преступления (ст. 356 УК - Измена государству), а в дальнейшем его действия были переквалифицированы на менее тяжкое преступление, можно предположить, что необходимость в рассмотрении данного дела в закрытом судебном разбирательстве была вызвана желанием скрыть от общественности незаконные методы расследования и провоцирование обвиняемого к совершению более тяжкого преступления", - заявляют правозащитники, отмечая, что КГБ ввел в заблуждение общественность в то время, заявляя о выявлении факта установления гражданином Республики Беларусь противоправного сотрудничества с органами иностранного государства.
Правозащитники подчеркивают, что в ходе расследования нарушалось право Гайдукова на защиту, произвольно ограничивались его встречи с адвокатом, контакты с родными были ограничены нерегулярной, жестко цензурированной перепиской. Более того, статья, по которой был осужден активист, была введена в действие только в ноябре 2011 года и несет в себе ряд неоднозначных формулировок.
БХК и "Вясна" также отмечают чрезмерную активность в СМИ главы КГБ Валерия Вакульчика, что, по их мнению, "свидетельствовало о возможном влиянии Комитета государственной безопасности на выводы и процессуальные решения суда".
"Следует отметить, что действие, за совершение которого осужденный Гайдуков, относится к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Лица, обвиняемого в его совершении, нельзя применить меру пресечения в виде заключения под стражу", - добавляют правозащитники.
Напомним, новополоцкий оппозиционный активист Андрей Гайдуков был задержан по подозрению в измене государству в конце минувшего года. По информации КГБ, он занимался сбором и передачей информации политического и экономического содержания по заданию иностранной разведки, в отношении его по данному факту было возбуждено уголовное дело.
В отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 14 - "покушение на преступление" и по ч.1 ст.356 УК Беларуси - "измена государству в форме проведения агентурной деятельности". Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет.
Однако правозащитники и коллеги задержанного в эту версию не верят. Гражданская же кампания "Европейская Беларусь" утверждает, что Гайдуков был задержан, когда перевозил часть тиража газеты "Хартия`97" для распространения в Витебской области.
Витебский областной суд 1 июля приговорил Андрея Гайдукова к полутора годам колонии общего режима. Он признан виновным в попытке установления контактов с сотрудниками иностранной спецслужбы без признаков измены государству.
До задержания А.Гайдуков работал слесарем на нефтеперерабатывающем заводе "Нафтан" в Новополоцке.