Депутаты белорусского парламента в первом чтении приняли законопроект, вводящий институт владельческого надзора применительно к белорусским ОАО. По сути, тем самым в Беларуси возобновляется действие в стране «золотой акции», отмененной пять лет назад. Более того, «око государево» появится даже в тех акционерных обществах, в которых ни одна акция не принадлежит государству.
«Око государево» для акционерных обществ
26 июня депутаты Палаты представителей приняли в первом чтении на первый взгляд не особо примечательный законопроект «о внесении изменений и дополнений в закон о приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». На самом же деле этот документ способен в корне изменить систему отношений между государством и коммерческими предприятиями.
Иначе говоря, государство резко усиливает давление уже не только на малый, но также на средний и относительно крупный бизнес, который в Беларуси существует преимущественно как раз в форме акционерных обществ.
Представляя законопроект в парламенте, председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов отметил, что документ «направлен на совершенствование законодательства в сфере владельческого надзора, защиту прав и законных интересов граждан Беларуси, включая миноритарных акционеров таких обществ – физических лиц, которым принадлежит менее 2% акций акционерного общества, а также на защиту прав Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, нарушенных при создании акционерных обществ».
В самом деле, акционерам-миноритариям в документе уделено особое внимание. Например, в тех ОАО, где госдоля составляет 50% и менее, госпредставители смогут голосовать на общем собрании акционеров голосами, принадлежащим миноритарным акционерам, – если сами они не захотели участвовать в собрании.
Однако главное ноу-хау законопроекта, изначально обеспечившее ему скандальную известность и пристальное внимание со стороны экономистов, – это то, что законопроект предполагает возможность назначения госпредставителей даже в те акционерные общества, в которых у государства нет доли акций. То есть государство получит возможность вмешиваться в решения собрания акционеров, даже не имея ни единой акции данного ОАО. Предполагается, что такие государственные представители будут назначаться, соответственно, облисполкомами и Мингорисполкомом.
Госпредставители смогут приостанавливать исполнение решений общего собрания акционеров, если посчитают, что «реализация этих решений противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, ущемляет права и защищаемые законом интересы других лиц».
При этом блюсти «общественную пользу и безопасность» госпредставители будут в меру своего собственного чиновничьего разумения, без какого-либо решения суда. Только потом, на протяжении месяца, исполком, назначивший госпредставителя, обязан обратиться в хозяйственный суд с иском о признании недействительным приостановленного решения общего собрания акционеров. Какая-либо ответственность госпредставителей за ошибочные либо неправомочные действия в законопроекте не предусмотрена.
Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец полагает, что в случае принятия законопроекта в стране вновь заработают механизмы «золотой акции». «Это позволит блокировать сделки не только в момент их зарождения, но и после того как они состоятся. Когда сделка отменяется через несколько лет – наиболее страшно», – прокомментировал Швец БелаПАН последствия принятия законопроекта.
Напомним, что с 1997 года в Беларуси действовал механизм «золотой акции», который представлял из себя особое право государства на управление предприятиями даже в тех случаях, когда госдоля в них отсутствовала. В марте 2008-го «золотая акция» была отменена указом президента – дескать, «это будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, а также повышению рейтинга Беларуси на международном уровне». Ключевую роль в отмене «золотой акции» сыграло давление со стороны МВФ и ЕБРР, требовавших максимального снятия инвестиционных барьеров.
Но уже в октябре 2012-го Александр Лукашенко потребовал от правительства ужесточить контроль за деятельностью хозобществ и выказал недовольство взаимодействием государственных и частных инвесторов при совместном управлении АО, сказав, что «иногда представители государства не только смыкаются с частными инвесторами, а становятся инструментом в их руках». В частности, комментируя ситуацию с кондитерскими фабриками «Коммунарка» и «Спартак», в которых по его прямому распоряжению госдоля была восстановлена с миноритарной до контрольной, Лукашенко заявил: «Наблюдательные советы стали инструментом в руках одного дельца, и, думаю, не бесплатно».
Мнения экспертов
«Эти изменения в законодательстве о приватизации были ожидаемыми, но, тем не менее, законопроект оставляет очень неприятное ощущение. Парадоксально, но это тот самый случай, когда можно порадоваться отсутствию в стране развитого рынка ценных бумаг, в противном случае мы могли бы наблюдать реакцию рынка – акции бывших госпредприятий потеряли бы в цене десятки процентов, – считает Вадим Иосуб, аналитик официального партнера Альпари в Минске. – Новые права представителей государства и фактический возврат к «золотой акции» делают частных акционеров (как мажоритариев, так и миноритариев) еще более бесправными, а понятие частной собственности, когда речь идет о владении долей в акционерном обществе, – еще более относительным. Принятое решение ухудшает инвестиционный климат и увеличивает политические риски при оценке белорусских предприятий. «Политические риски», в данном случае, – стандартный термин, используемый при оценке предприятий (их акций), когда речь идет о нестабильности и изменчивости законодательства и возможностях власти вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Чем выше политические риски, тем дешевле, при прочих равных, стоит предприятие по сравнению с аналогичными компаниями в других странах.
Если целью авторов изменения в законодательство было снижение интереса потенциальных инвесторов к белорусским активам, то она, безусловно, достигнута. В целом произошедшее можно охарактеризовать как надругательство над миноритарными акционерами, корпоративным правом, инвестиционным климатом и здравым смыслом».
В самом деле, сложно представить, как наши чиновники и бизнесмены будут объяснять иностранным инвесторам суть владельческого надзора и то, чем в наблюдательных советах занимаются госпредставители.
По мнению еще одного эксперта БДГ, если обсуждаемый сейчас законопроект в его нынешнем виде обретет силу закона, в нашей стране радикально переменится сама сущность понятий «акция» и «акционерное общество».
«Данный законопроект девальвирует понятие акции, как части собственности. Это не только негативно скажется на текущей деятельности акционерных обществ, но также создает негативный фон для потенциальных инвестиций. С помощью этого закона власть пытается максимизировать такую функцию собственности, как властные отношения. А это означает, что от модели управления экономикой "сильная власть" государство не скоро откажется, – говорит Антон Болточко, эксперт «Либерального клуба». – Главный же вопрос в реализации этого закона заключается в том, насколько широко будут применяться его положения. Например, сможет ли государство влезть в деятельность того же ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" (ранее – Белтрансгаз)? Скорее всего не сможет. А это значит, что закон уже будет иметь исключения. Получается, что под маской "защиты прав и свобод граждан Беларуси, включая миноритарных акционеров" скрывается законодательная основа для повторения ситуаций, подобных национализации "Коммунарки" и "Спартака".
На сегодняшний день не более трети всех акционерных обществ в Беларуси выплачивают дивиденды своим акционерам. И из этой трети львиная доля приходится на выплату дивидендов самому государству от акционерных обществ с долей государства. Доля дохода от собственности у обычных граждан нашей страны не превышает 3%. Это означает, что государству некого защищать, если речь идет о миноритарных акционерах. Отсюда вопрос: кого защищаем? Не себя ли?».
Постприватизация по-белорусски
Напоследок стоит заметить, что принятый в первом чтении законопроект также позволяет государству в любой момент «отыграть назад» при проведении приватизации. Статью закона, устанавливающую ответственность за нарушение в приватизации госимущества, предлагается дополнить нормами, регулирующими порядок восстановления прав государства, нарушенных при создании акционерных обществ, в том числе путем выпуска дополнительных акций и передачи их в госсобственность. При этом выпуск дополнительных акций будет осуществляться за счет собственных средств акционерных обществ.
Но это уже тема отдельной статьи.