Возмущение «последним диктатором Европы», похоже, сменяется в Европарламенте другим трендом: стремлением наладить отношения с Минском.
Их длительный разрыв надоел некоторым членам ЕС, особенно балтийским республикам, которые несут экономические убытки.
Комитет Европарламента по иностранным делам принял во вторник доклад, в котором призвал Брюссель и правительства стран ЕС воспользоваться полугодием председательства Литвы в союзе и предстоящим в ноябре в Вильнюсе саммитом Восточного партнерства, чтобы разблокировать отношения с Беларусью.
Депутаты, конечно, сопроводили свой призыв оговорками: мол, безусловное и немедленное освобождение всех политзаключенных остается абсолютно необходимым для отмены санкций ЕС, а они (санкции) останутся в силе для отдельных одиозных чиновников, виновных в фальсификации выборов и подавлении гражданских протестов...
Настроение членов комитета уже не то, что мы с Дмитрием Муратовым наблюдали на пленарной сессии в январе 2011 года, по свежим следам событий после декабрьских выборов президента Беларуси. Тогдашний председатель ассамблеи Ежи Бузек заверил нас, что европейские депутаты будут наращивать нажим на Александра Лукашенко, на лояльный режиму бизнес. На практике не все было так строго.
Нынешний проект резолюции о политике ЕС в отношении Беларуси внес социал-демократ из Литвы Юстас Винцас Палецкис. Обычно социал-демократы более лояльны постсоветским режимам, далеким от совершенства в смысле демократии. Но резолюция принята 55 голосами при одном против и пяти воздержавшихся. То есть, за нее голосовали представители почти всех фракций.
Они надеются по случаю ноябрьского саммита Восточного партнерства, где должны собраться лидеры стран ЕС и шести постсоветских государств (Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Армении и Грузии), перезапустить политический диалог между ЕС и Беларусью. Для этого Совета министров иностранных дел ЕС временно приостановил визовой запрет главе МИД Беларуси Владимиру Макею.
Он единственный из правящей верхушки вновь «въездной» в Европу. Парламентарии призывают ЕС содействовать его участию в саммите Восточного партнерства. Правда, «в первую очередь и прежде всего для содержательного диалога об освобождении политзаключенных».
Освобождение всех политзаключенных, таких как номинант учрежденной Европарламентом премии Андрея Сахарова Алесь Беляцкий, остается главным условием для нормализации, подчеркнули они. И лишь в последнюю очередь напомнили, что Беларусь осталась единственной европейской страной, где применяется смертная казнь, и призвали не приводить в исполнение смертные приговоры, вынесенные в 2013 году...
Два года назад, ужесточая санкции против режима Лукашенко, европейские парламентарии подчеркнуто различали его и гражданское общество. Сегодня они обеспокоены «растущей самоизоляцией Беларуси». Предлагают снизить стоимость виз в Европу с нынешних 60 евро до приемлемого для белорусских граждан уровня, расширить возможности обучения белорусской молодежи в ЕС, обеспечить адекватное финансирование участия белорусских студентов в европейской программе университетских обменов Erasmus Mundus, увеличить финансовую и техническую помощь независимым СМИ...
Кроме беспокойства за политзаключенных и свободу слова, есть и другие предметы озабоченности.
Соседей не выбирают, если речь идет о стране. В резолюции есть призыв к Минску обеспечить самые высокие международные стандарты безопасности при строительстве и эксплуатации электростанций и провести полные стресс-тесты АЭС с учетом спецификаций, утвержденных Европейской комиссией и Европейской группой регуляторов ядерной безопасности. Хотя бы ради этого придется разговаривать.
Экономический кризис заставляет более тщательно считать убытки от политических проектов, хотя отказываться от провозглашенных ценностей в Европе тоже не приято. Самый амбициозный проект ЕС после расширения союза – Восточное партнерство – явно пробуксовывает. Его центральное звено – Украина – висит на волоске в смысле ожиданий ее европейской ориентации. Возвращение Беларуси в лоно проекта продемонстрировало бы его притягательность. А степень жесткости критериев обсуждаема...
Александр Минеев, «Новая газета»