Что происходит, когда 85 тысяч молодых людей на пять дней собираются вместе, чтобы слушать музыку, танцевать и петь?
Ответ прост: происходит один из самых крутых фестивалей Центральной Европы, в котором белорусы неожиданно для самих себя поставили жирную золотую точку. С 3 по 6 июля в польской Гдыне прошел Open'er 2013, пишет generation.by.
Переехав в курортный город на побережье Балтики из погруженной в смог Варшавы в 2006 году, фестиваль превратился в одно из тех важнейших событий для тех, кто интересуется современными американскими и британскими музыкальными трендами и при этом не имеет возможности путешествовать по тамошним концертам.
Здесь все пахло духом глобализма: от доминирующих ирландских флагов в гигантском городе с палаток на подступах к 3 основным и еще 2 дополнительным фестивальным сценам до многих британских и американских лидеров чартов, спускающихся из самолетных трапов почти сразу к сцене Open'er после выступлений на фестивалях вроде Glastonburry и Rock Werchter. К примеру, хедлайнеры первого дня Arctic Monkeys привезли почти аналогичное шоу тому, что за пять дней до этого сыграли на крупнейшем фестивале Европы Glastonburry.
Модные тенденции прослеживались не только из гигантских колонок, установленных на огромном, длиной почти в 3 км бывшем военном аэродроме, но и через многочисленные торговые и развлекательные киоски, разбросанные между сценами. «Экосумки», отмеченные призом на том самом Glastonburry, рядом - огромный шатер с непрерывным дефиле новинок моды, далее - библиотека с лозунгом «бери что хочешь и не возвращай, но, главное, читай». Тут же раздавали хипстерские солнечные очки в розовой или зеленой оправе: наверное, чтобы не забывали, что читать много же вредно, как и не читать вовсе.
Open'er настоятельно go green, как это сейчас делают многие из крупных организаций (даже название для этого придумали специальный - гринвошинг). И зашел фестиваль на этом зеленом пути к тому, что заставил молодых людей преодолевать километровые промежутки между фестивальными зонами в поисках пластиковых стаканов. За 50 таких обязательных атрибутов пивных фестивалей давали еще одну хэнд-мэйд (причем твоими собственными руками) сумку, а за 100 - зеленый (а какой еще?) плед.
Все, кто ждет, рано или поздно получает шанс заполучить ожидаемое. Так можно было сказать о первом дне фестиваля, когда британцы Blur вышли на сцену Open'er, объявив, что ехали в Польшу 23 года. И сразу же вспомнили свои подростковые времена, когда будущие звезды с впечатлением наблюдали за политическим противостоянием «Солидарности» и коммунистического режима, которое происходиило здесь, в нескольких километрах от места проведения фестиваля. Поляки интерес к собственной истории оценили, впрочем, как и весь примерно 20-песенный сет.
Второй день Open'er бесспорно взорвал на вторичной сцене ортодоксальный иудейский рэпер из США Maticyahu, новый имидж которого без атрибутов серьезной религиозности позволяет сосредоточиться не на визуальном образе, а непосредственно на прекрасном музыкальном материале. Хотя рэгимэн взял первую очередь не им, а ходом, который заставил, пожалуй, поседеть некоторых охранников сцены: в определенный момент Maticyahu пригласил всю толпу в несколько тысяч человек, которые слушали его, непосредственно к себе. Второго приглашения людям не потребовалось, и они ворвались на сцену, не оставив на ней живого места.
Нынешний Open'er оказался замеченным в мировых СМИ прежде всего не благодаря отличному музыкальному материалу и вовсе не через невидимые масштабы (тем более что масштабы могут поразить, например, белоруса или литовца, но не англичанина с его 173 летними фестивалями). Несколько часов отдыха, которые позволила себе певица Рианна в соседнем Сопоте, дали повод для воскресных таблоидов порадовать читателей вкусными подробностями нескольких фэйлов звезды.
Что заставило самую продаваемую «цветную» певицу США искать счастье на забитом как муравейник одним из самых популярных пляжей Польши в разгар сезона отпусков, остается тайной. Поклонники сразу узнали Рианну по знаменитым тату под грудьми, немного прикрытыми белым бикини - ту самую диву из Барбадоса, концерт которой должен был триумфально завершит Open'er.
Фестиваль действительно закончился аншлаговым в 50-тысяч посетителей концертом Рианны. Однако перед ним певица успела засветиться на видео, в котором ее выводили из-под сцены крепкие парни. Впрочем, над последним фактом стоит все же немного усомниться: чтобы напиться фактически единственным алкогольным напитком - легким «фестивальным» пивом от главного спонсора фестиваля, доступным здесь, - надо было очень постараться.
Белорусский выход
Примерно через 2 часа, как «пьяную» Рианну вывели из вип-зоны, и ровно за 2 часа до рассвета на второй по размерам сцене Open'er во всех волнах прожекторов стоял, пожалуй, самый знаменитый афробелорус мира Андрей Такинданг вместе с группой «Гаротница».
Их выбрали сами организаторы фестиваля из еще 50 белорусских групп, которые им предложили польские продюсер Игорь Знык и художник Павел Альтхамер. Последний отметился в Минске еще год назад, когда шокировал заспанное летнее утро белорусской столицы шествием «золотых человечков» - десятков людей, одетых в золотые костюмы, которые в четыре часа утра спокойно прошлись по главному проспекту города, не встретив ни одного замечания со стороны милиции. Тогда «золотое шествие», которое после Альтхамер повторял по всему миру, добравшись с ним даже до Сахары, было привязано к премьере песни «Луч» в исполнении «обрезанного» N.R.M. Теперь музыканты вышли уже на сцену Open'er, где после «Гаротницы» сыграли символические пять композиций (последнюю «Луч» - в золотых костюмах). На Open'er непосредственно же выяснилось, что лучи и солнечная тема вообще связаны с вопросом свободы в Беларуси.
«Сейчас мы идем на море встречать солнце» - на сцене появился автор идеи белорусского десанта в Гдыне Павел Альтхамер в таком самом золотом костюме, в котором гулял по Минску ровно год назад. Где-то на востоке над головами нескольких десятков белорусов и тех, кто им сочувствовал и дожил до последнего часа последней песни последней группы фестиваля, боязливо начал заниматься день. И через полчаса, когда все уже добрались до не менее золотого чем их костюмы пляжа на море, солнце действительно взошло. Наверное, лучшее солнце этого фестиваля.