Минимальная зарплата в Беларуси даже ниже установленного властями бюджета прожитого минимума.
Как пишет сайт Mojazarplata.by, минимальная зарплата, составляющая на сегодняшний день, в 229 700 рублей может показаться величиной чисто статистической. Однако в действительности в Беларуси не так мало людей, получающих за свой труд такой минимум.
Резонно предположить, что минимальная зарплата никак не может быть меньше бюджета прожиточного минимума. На деле «минималка» все же не равна ему. Она его ниже. На 19 710 рублей. С точки зрения простого обывателя нелогично: разрешено платить человеку меньше, чем ему нужно для элементарного выживания.
Определимся с понятиями
Под бюджетом прожиточного минимума (БПМ) подразумевается сумма, за которую человек может существовать, да еще и не быть должником перед государством за коммуналку. Средний БПМ, установленный на период с 1 августа по 31 октября, составляет 249 410 рублей.
Для трудоспособного населения, которое, собственно, и наполняет большой государственный бюджет, планка минимума денег для простого выживания определена выше — аж на 16 660 рублей — и составляет 266 070 рублей.
Для тех, кому недостаточно просто выживать физически, существует минимальный потребительский бюджет (МПБ), подразумевающий количество денег, которого должно хватить на восстановление для работы на производстве (а также для воспроизводства рабочей силы для государства). На сегодняшний день в Беларуси средний МПБ составляет 387 920 рублей. В отличие от БПМ, в МПБ предусматриваются деньги на культурный отдых.
Конечно, каждый сам хозяин своей судьбы и своего заработка. И статистика утверждает, что доходы в расчете на душу населения составили в I квартале 2009 г. в целом по республике 685 300 рублей в месяц. Однако, если существуют работы с зарплатами меньше минимума — кто-то же должен и на них работать.
Кто работает за минимальную зарплату
Mojazarplata.by узнала на примере города Бобруйска, кто получает минималку и как можно выжить на эти деньги. Скорее всего, подобная ситуация типична для любого белорусского районного центра.
Десятая часть предлагаемых Бобруйским центром занятости вакансий подразумевает зарплаты на уровне бюджета прожиточного минимума. А некоторые из них — даже меньше установленной минимальной зарплаты!
Кто же эти люди, которым можно платить по минимуму?
• Воспитатели детских дошкольных учреждений — 213 000 рублей (Кстати, требуется 42 человека)
• Воспитатель общежития — 248 000 рублей
• Горничная на базе отдыха — 229 000 рублей
• Дворник в детском саду — 250 000 рублей
• Методист в отделе образования — 246 000 рублей
• Методист в лицее — 210 000 рублей
• Музыкальный руководитель в Ленинском отделе образования — 213 000 рублей
• Оператор на фильтрах на ОАО «Бобруйсктрикотаж» — 250 000 рублей
• Педагог социальный в лицее — 195 000 рублей
• Педагог-психолог в лицее — 184 000 рублей
• Руководитель физвоспитания — 205 000 рублей
• Слесарь-ремонтник в парке культуры — 213 200 рублей
• Слесарь-ремонтник в колледже — 252 000 рублей
• Смазчик на ОАО «Фандок» — 220 000 рублей (пенсионер)
• Столяр в колледже — 252 000 рублей
• Столяр по декорациям в театре — 235 000 рублей
• Техник по обслуживанию зданий (пенсионер) — 250 000 рублей
• Тракторист — 250 000 рублей
• Уборщик территорий в парке культуры — 200 120 рублей
• Электромонтер в колледже — 234 000 рублей
• Юрисконсульт на меховой фабрике — 250 000 рублей (Премия 50%)
Действительно, иногда к информации о зарплате идут дополнения: «Без надбавки за стаж и категорию» или «Премия». То есть, намекают, что возможен заработок больше указанного. Но не гарантируют.
Пенсионер Николай Семенович пришел в центр занятости в поисках приработка:
— Работодатели знают, что делают. С них же вышестоящее начальство спросит за среднюю зарплату по предприятию, а не за конкретного человека. Надбавки, премии — это все можно дать, можно и снять. Мол, кризис, — что ж вы хотите. Конечно, насмешка одна. На жизнь не хватит. А мне к пенсии добавка хорошая будет.
Кому-то в действительности придется довольствоваться «голым» окладом. К тому же не стоит забывать, что в реальности за вычетом налогов мы получаем «на руки» еще меньше.
Например, молодой специалист, имевший счастье учиться на бюджете и отправленный по распределению в город на Березине, пока ни категории, ни стажа не имеет. Без помощи родителей практически выжить не может. Отдел образования Ленинского района, которому требуется социальный педагог, может предложить зарплату в 260 000 рублей.
— Устанавливая нам такие зарплаты, государство видит нас уже одетыми-обутыми и никогда не болеющими, — говорит молодой специалист Елена. — Если местный и живешь с родителями (фактически у них на шее), то еще кое-как. Хорошо, если квартира недалеко от школы, тогда на проездной не надо тратиться (месячный проездной билет на троллейбус в Бобруйске стоит 18 740 рублей). Можно двадцатку сэкономить. А если еще жилье снимать?
Бюджетная диета — питаемся по науке и статистике
Каким образом можно прокормиться с зарплатой, приближенной к любому из государством определенных минимумов? В структуре бюджета прожиточного минимума на продукты питания предусмотрено 136 180 рублей.
Щи да каша пища наша — гласит народная мудрость. В переводе на современный язык это могло бы звучать так: основа рациона — каши и овощи. Что, впрочем, и врачи-диетологи советуют. Если отдать предпочтение рынку, а не ближайшему продуктовому магазину, и отправиться не в мясную лавку, а к овощным рядам, то можно скомпоновать витаминную продовольственную корзину в рамках бюджета на питание.
Знающие покупатели приходят на рынок часам к трем-четырем, когда фермеры и мелкие продавцы зелени со своего огорода заканчивают работу. Если повезет, можно закупиться вообще за бесценок. Правда, чтобы сэкономить, нужно иметь много свободного времени и крепкие ноги.
За чертой бедности
Согласно Указу Президента от 14 декабря 2007 года № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения», государственная адресная социальная помощь предоставляется гражданам, если их среднедушевой доход не превышает бюджета прожиточного минимума. Существует список из 18 документов, которые нужно представить для назначения адресной помощи.
Хотя доказать право на адресную помощь непросто, число людей за чертой бедности постоянно растет. Об этом свидетельствует официальная статистика. Если в 2007 году помощь была назначена 2 030 бобруйчанам, то в 2008 году такую помощь получили уже 5 500 человек. За пять месяцев 2009 года адресную помощь уже получили 2 115 бобруйчан.
Десятилетняя Таня, которая живет с мамой, имеющей статус матери-одиночки, хорошо знает, где выше курс «валюты»:
— Пустую бутылку можно сдать в магазине напротив больницы за 200 рублей, а в универсаме «Май» можно сдать по 300 рублей. Я уже научилась, нам и на хлеб хватает, и мне на мороженое.
Курс валют, которыми оперируют взрослые, увы, не столь гибок. Поэтому и найти способы поднять свой уровень жизни выше минимального не всегда просто.