На «бесплатные» концерты Ирины Дорофеевой колхозы выделяют специальную технику и выплачивают певице гонорары.
Гастрольный график «лица Беларуси» Ирины Дорофеевой по Витебской области впечатлил: за неполные три недели 50 (!) концертов в полях, на зернотоках и даже в погранотрядах, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Недавно концерт Дорофеевой прошел в районном центре Верхнедвинск. Местные жители до сих делятся своими впечатлениями.
- Добры канцэрт! Гавораць, што хораша спявала, - оживились бабушки, торгующие на местном мини-рынке белым наливом и укропом. - А чаго ж не спяваць? Ёй жа восемь мільёнаў заплацілі, дык можна і паспяваць…
В час дня в хозяйстве «Леонишино», которое назодится неподалеку от Верхнедвинска, - концерт Ирины Дорофеевой. Причем в поле, куда несколько десятков человек вывезли на небольшом автобусе. Возле поля с овсом - импровизированная сцена. Местные власти постарались и соорудили ее из подручных средств. Прицеп от «МАЗа» застелили ковровым покрытием, задний борт завуалировали коричневыми шторами в цветочек…
Часть сельчан уселась перед прицепом прямо на колючие остатки овса. Возле прицепа - специально привезенная машина-генератор и огромный автобус с большой надписью «Министерство обороны» - по совместительству гримерка «лица Беларуси».
- Идет! - зашушукались в толпе, и местное начальство с увесистым караваем засеменило навстречу артистке. После обмена любезностями Ирина направилась к сцене. В черном льняном платье и босоножках на каблуках певица начала подниматься по ступенькам. Но после третьей ступени путь Ирине преградил… чемодан! Именно им сельчане достроили провокационно короткие ступеньки, недостающие до сцены-прицепа.
- Ой! - от неожиданности воскликнула Дорофеева, но, не моргнув глазом, преодолела препятствие. За ней в прицеп поднялись три бэк-вокалистки.
Из-за неполадок со звуком первой песней стала «Купалінка», которую Дорофеева исполнила а капелла. Под следующие песни певица умудрилась даже станцевать на небольшом пространстве сцены-прицепа. Затем народ развлекали песнями бэк-вокалистки Дорофеевой.
В это время возле полевой кухни, которая находилась поодаль от сцены, спешились три комбайнера - именно столько единиц техники находились в огромном поле. Работники взяли в руки тарелки с кашей и, не глядя на сцену, стали аппетитно жевать.
- Вкусно вам под песни «Лица Беларуси» обедается?
- Не знаю… - усмехнулся один.
- Конечно! - хмыкнул другой.
- Если бы еще и что-нибудь под обед было - другое дело. А так, на сухую, песни как-то несерьезно… - зачерпывая ложкой кашу, улыбнулся загорелый механизатор.
Стало понятно, что местным работягам не до концерта. Поели - и по комбайнам...
- И зачем было везти сюда народ, не проще ли было организовать выступление в местном ДК.
- Конечно, нам это было бы в 10 раз проще. А в поле пришлось еще и генератор везти. А это риск, не дай бог, что… - вздохнул заместитель председателя Верхнедвинского райисполкома Владимир Яковлев. - Но это было пожелание администрации: организовать концерт Ирины Аркадьевны именно в поле. Наверное, установка у них такая… От нас это не зависит. Мы к их графику никакого отношения не имеем. Нам прислали - и все.
- Почему на концерт приехало лишь несколько десятков человек, где остальные?
- Да, в Леонишино около 980 жителей. Но у нас нет возможности привезти в поле тысячу человек…
- Правда, что два концерта Ирины Дорофеевой в Верхнедвинском районе обошлись в восемь миллионов рублей?
- Семь, - поправил местный начальник.
- А сколько будет длиться выступление?
- Где-то… Ну, мы попросили, чтобы не так, как в Верхнедвинске…
- А что было в Верхнедвинске?
- Ирина и ее артисты там два часа пели! Мы попросили хотя бы минут сорок. Если бы Ирина Аркадьевна приехала в другое время… Но сейчас уборка, очень напряженная пора. Работать ведь надо…
Концерт длился 45 минут, после чего «лицо Беларуси» рассказала о своих впечатлениях.
- Какие песни пользуются наибольшей популярностью в народе?
- Белорусские, лирика, -- рассказала Ирина Дорофеева. -- Хотя у меня такой обширный репертуар, что я могу петь концертов пять, не повторяясь. За последние два года мы выпустили и DVD-диск, и четыре сольных альбома. Очень нравятся людям песни Кима Брейтбурга, песни о Беларуси наших авторов, все с такой гордостью, патриотизмом поют «Белая Русь». Мне приятно.
- Вас не коробят не всегда комфортные условия в полях: импровизированная сцена, вместо ступеньки - чемодан…
- Это жизнь, и каждый человек в своей профессии сталкивается с трудностями. Мне приятно, что люди видят меня в такой общечеловеческой обстановке, когда ты просто решаешь эти проблемы на ходу. Наоборот, это подкупает зрителя. Какая-то простота, свобода.
Я отдыхаю душой, когда выступаю под открытым небом. Для меня лучшие декорации - поля, комбайны, белорусские пейзажи, добрые, открытые зрители. Я желаю всем артистам окунуться в эту атмосферу.
- То есть никто не сможет обвинить Ирину Дорофееву, что она устроила скандал, требовала номер люкс или отказалась выступать, потому что ей на сцене постелили ковер не того цвета?
- Никто. Я приезжаю петь, дарить людям радость и позитив. Это наша акция, мы ее сами придумали и спасибо людям, что они нас так гостеприимно встречают.
- Кто занимается организацией вашего тура по Витебщине?
- В этом году мы объединили сельскую местность и воинские подразделения. А Министерство обороны помогает нам с транспортом. И мы работаем благотворительные концерты во всех воинских подразделениях Министерства обороны.
В сельской местности нас кормят. Какие-то наши давние друзья и спонсоры помогают с проживанием. В некоторых городах продают билеты на уровне районных исполкомов, чтобы концерт мог увидеть целый город.
Конечно, поддержка есть, спасибо Витебскому областному исполкому. Административный ресурс должен присутствовать, когда идет такая акция.
- Насколько комфортны ваши бытовые условия? Кто готовит, стирает, убирает?
- У нас очень хорошие условия. Мы ищем такие условия, чтобы обязательно была горячая вода, чтобы было комфортно. Мы жили в Новолукомле в гостинице ГРЭС. Нас хлебосольно угощали рыбой, если мы просили, готовили нам завтраки.
Сейчас мы живем в агроусадьбе на озере Червятко. Утром ходим на рыбалку, варим уху. Там есть хозяйки, которые помогают, есть стиральная машина, в которую мы забрасываем свои вещи, они сушатся целый день, пока мы ездим. И утром я надеваю чистенький свежий костюм.
- Кстати, по поводу коллег, которым вы советуете быть ближе к народу. Я разговаривала с артистами. Многие говорят, что сейчас это невыгодно, раньше, мол, хозяйства платили, а теперь кризис, и им едва на солярку хватает...
В разговор вступает продюсер певицы Юрий Савош:
- Мы свое ноу-хау не расскажем, пускай они и дальше так думают. Мы на полном хозрасчете. Им не выгодно по одному ездить, а мы легко ездим командой 15 человек, и все получают достойную зарплату. Государство деньгами нам не помогает, мы у него дотации не берем. Поэтому самое большое заблуждение коллег по цеху - это то, что нужно сидеть в Минске и ждать, пока тебя позовут в клуб. Потому что вот там как раз они денег не заработают. Особенно в эпоху кризиса.
- А на полном хозрасчете - это как?
- На полном хозрасчете означает, что у нас нет денег из республиканского и местного бюджетов, - заявил Юрий Савош. - Не так, как есть коллективы, которые Министерство культуры обеспечивает на 30 или на 50% бюджетными средствами. Все, что мы заработали, - наше, а больше денег ждать неоткуда.
В наших условиях работают только «Сябры», у всех остальных они более выгодные. У «Песняров», Театра эстрады, у Финберга.
- Но есть же артисты-одиночки, которые сами зарабатывают себе на жизнь. К примеру, Анна Шаркунова.
- Почему у нас появились спонсоры и какая-то поддержка? Потому что в свое время я не боялась работать бесплатные концерты, - снова вступает Дорофеева. - И сейчас не боюсь. А думать, что я пошевелюсь только тогда, когда заплатят ту сумму, которую сам себе.
- На самом деле в Беларуси сейчас такая ситуация, что ни один белорусский артист не собирает полный зал. Другое дело - иметь поддержку в виде административного ресурса.
- А иметь популярность - еще лучше. Я думаю, что «Белорусские песняры» вам не скажут, что у них не собирается зал. Вот это и есть популярность, - заявил Савош. - А Аня Шаркунова может рассказать, что эти проблемы существуют. Но она же только три года на сцене. И у нее еще вот таких городков в копилке очень мало. А на наши концерты не всем желающим хватает билетов.
За тот период, когда Дорофеева начала свою сольную концертную деятельность, на ее концертах побывало около 1,5 миллиона человек. Поэтому мы точно знаем, что аншлаги нам обеспечены везде. Главное, чтобы в городе появились афиши.
И мы уверены, что всех белорусских артистов ждет точно такое же будущее. Только на эту перспективу надо поработать.
- Вот вы полностью в себе уверены. Почему бы тогда не продать билеты в Верхнедвинском районе, чтобы люди их купили и посетили концерт добровольно?
- Так это решаем не мы, а Верхнедвинский район. Там, где можно обеспечить на площадке контроль, они продают билеты. Просто в Верхнедвинске у них негде продать, у них очень маленький зал - 250 мест (на самом деле - 500). А им хочется собрать много людей. Это уже проблемы района, но мы никому не навязываем какую-то схему, они сами решают.
- Местное начальство утверждает, что было бы удобно, если бы концерт проводился не в поле, а в ДК, и в другое время.
- День мы поменять не можем - мы же на маршруте. Если подстраиваться под каждого, то мы будем приезжать только в субботу и в воскресенье, в субботу и в воскресенье. От них просто не исходит никакой инициативы, потому что те, кто хотел, имея расписание и график в феврале, - внесли свои предложения.
- В Верхнедвинском районе состоялись два концерта Ирины Дорофеевой: один - в городском парке, другой - в поле. Чтобы окончательно расставить точки над «I», поясните: они благотворительные или за деньги?
- В Верхнедвинске был гарантийный (когда организатор концерта платит артисту заранее оговоренный гонорар вне зависимости от количества пришедших зрителей).
- Люди за 10 лет видели только Финберга и меня, - скромно добавила Дорофеева (Хотя только в этом году в Верхнедвинск приезжали певица Алеся, Георгий Колдун, Лариса Грибалева, «Песняры»).
- То есть верхнедвинские чиновники решили не продавать билеты, не собирать зал, а просто выплатить вам сумму гонорара и пригласить людей бесплатно?
- Да.
- Но это на их усмотрение, - добавил продюсер. - Там, где отделы культуры научились работать или они экономят свои деньги, они умудряются это сделать так, чтобы им это было выгодно (продают билеты и зарабатывают на артистах).
Мы уже на своей практике, наверное, знаем все районы. Поэтому в какие-то районы ездим чаще, а в какие-то только раз в пять лет. Зная, что там нужно напрячь всех от мала до велика, чтобы этими билетами кто-то начал заниматься.
На Дорофееву народ ходит. И на Солодуху с Ухтинским. И Лешу Хлестова любят.
- Правда, где-то говорят: «Позовите нам еще раз такого-то артиста, мы его помидорами закидаем!» - вставил слово Виталий Гордей, лауреат 1-й премии «Славянского базара-2008», поющий вместе с Дорофеевой в полях.
- В этом виноваты сами артисты, - уверен Савош. - Потому что это преступление перед людьми: приехать в зал одному-единственному, собрать шесть миллионов, забрать их, уехать и ничего не показать людям, кроме как одиноко поболтаться на сцене.
Шесть миллионов - это две с половиной тысячи долларов, это хороший гонорар. Ему ни в одном клубе столько не заплатят. Так что не верьте артистам, что плохо ходят. Лучше пишите, что они недостаточно занимаются собственным творчеством.
А если зацикливаться на телепроектах, как это делает группа «Топлесс»… Вот она не проедет с туром по Беларуси. Ни за что. «ВИА Гру» знают, «Топлесс» - нет. Ухтинского - знают, Афанасьеву - может быть, знают. А вот Гюнешь в Верхнедвинске зал не соберет.
- Потому что Верхнедвинский райисполком не сделает концерт Гюнешь бесплатным и не заплатит ей за это гарантированный гонорар? И уж точно не повезет на ее выступление людей в поле.
- Но мы в Верхнедвинске до этого отработали три платных концерта по билетам: в 2000-м, 2003-м, 2005-м.
- Да, но сегодня на бесплатный концерт Ирины Дорофеевой пришло меньше сотни человек. Причем их еще и на бесплатном автобусе до поля прокатили…
- Просто они так придумали - людям пришлось идти полтора километра. Если бы они сделали все это в деревне… Вы просто попали на такой район, все очень тяжело, - объяснила Дорофеева.
- Тут, например, такой председатель, который не удосужился даже сюда заехать. Вот так он в позе стоит по отношению к нам, - добавил продюсер певицы. - Поэтому, когда нам в следующий раз отсюда позвонят и скажут: «Не могли бы вы за деньги приехать?», мы им ответим: «Нет, не могли бы. Вы даже забыли нас встретить».
Просто кто как делает. В других СПК - по-другому. Эти тоже могли сделать нормально… Посмотрите сюда (показывает людей на фото). Вот в этом хозяйстве на концерт пришли несколько тысяч человек. Мы специально их фотографируем для хроники, потому что потом нам будет что написать.
- Ирина, вы же знаете, как про вас говорят: «Конечно, ей просто собирать залы - «Лицо Беларуси» плюс административный ресурс…
- Конечно, знаю.
- Говорить проще всего. А вы возьмите и станьте «Лицом Беларуси», чтобы поняли, что за труд нужно пройти до того, чтобы тебе такая почетная обязанность выпала, из-за которой тебе приходится пахать раз в пять больше чем всем остальным, - заявил Юрий Савош. - Она же не сама себя назначила: «Можно я буду «Лицом Беларуси»?» Для этого надо было тысячи концертов отработать, в том числе и на полях.
А то, что в стране не существует ни одного детского дома и приюта, ни одного дома престарелых или инвалидов, где не было концерта Дорофеевой? 165 заведений, где речь не только о деньгах не идет, где речь не идет даже о покушать, потому что у этих детей даже не отберешь ужин. Только приехать, выступить и уехать. И залов там нет - выступали на крыльце. И это тоже все в зачете «Лица Беларуси».
Вот когда Аня Шаркунова все это пройдет - она может не сомневаться: у нее в каждом городе будут аншлаги. Когда J:Морс это пройдет, они нигде не столкнутся с тем, что на их концерт два места не проданы. И кстати, с этого момента на них начнет работать административный ресурс.
У каждого вопроса есть две стороны медали. С одной стороны - да, дали бесплатный автобус. С другой - пять концертов в пограничных войсках и шесть - в частях. Другое дело, что статус не каждого артиста позволяет разговаривать с командованием Вооруженных сил…
Но когда-то мы катались на маленьком «Уазике», который похож на ветеринарную помощь. Он вообще чистый пылесос, даже по асфальту собирал столько пыли! А Ира зимой толкала «шестерку», которая плохо заводилась. Мы впереди на «шестерке», сзади «Уазик» с аппаратурой и музыкантами.
Мы всегда возили музыкантов, зная, что наши концерты вот по этим, как мы называем, тырловкам, будут выгодно отличаться от концертов других артистов, которые привезут туда фонограммы.
- Вот это слово мне не понравилось, которое ты сказал, - возмутилась певица.- Все, закрыли тему.
Но продюсер продолжил спор:
- Мы в шутку называем… Это глубинка, на самом деле.
- Никто так не называет, это ты так называешь или кто это так называет? Мы так не говорим никогда, -- сказала Дорофеева.
- На самом деле это глубинка.
- Одно слово ляпнешь…
- Они сами так называют.
- Ирина, вы наверняка знаете, что за последние годы в отношении «Лица Беларуси» сформировалось устойчивое мнение. Люди на интернет-форумах…
- Лучше мы будем с людьми общаться, чем грязные форумы читать.
- У нас график расписан на месяцы вперед, - сказал Савош. - А в форумах копаются те артисты, которым нечего делать. Они ходят в спа-салоны, тренажерные залы и годами пишут один альбом... Сначала надо научиться зарабатывать с концерта 300 тысяч рублей, потом - миллион. Потом пройдет время, ты созреешь, и люди начнут платить два, пять. А потом наступит время, когда можно просить гарантию.
- А еще хорошо, что есть административный ресурс, - добавила Дорофеева. - Как в любом деле. Когда есть национальная идея и когда есть какие-то песни, которые вдохновляют народ на единство, на патриотизм и на такую достойную жизнь, то это и поддерживается.
После концерта Ирины Дорофеевой в Леонишино начались дожди.
- Но уборка движется. Впечатления о концерте хорошие, всем понравилось, - рассказал заместитель директора КУП СХП «Леонишино» Верхнедвинского района Михаил Бароха. - Если бы концерт был в нашем Доме культуры, то народу было бы больше. Там 136 мест.
- А во что хозяйству обошелся концерт Ирины Дорофеевой?
- Они нам предъявили счет на два миллиона, мы подписали договор.
- Для хозяйства это очень затратно?
- Сейчас же сложная обстановка, кризис, туго с деньгами. Но что делать? Раз надо - значит надо…
Об остальной части гонорара рассказала руководитель отдела культуры Верхнедвинского райисполкома Надежда Москвичева.
- Заплатили все организации Верхнедвинска: каждый профсоюз внес свою лепту. Это же поощрение трудовых коллективов через профсоюзы: приехала такая известная, заслуженная артистка. И мы коллегиально решили: провести концерт в городском парке, чтобы было более массово и публично. А сумму гонорара разделить между хозяйством и профсоюзами. Получился настоящий праздник…