Хроника однодневной войны
Всего один день потребовался для резкого и скандального разрыва одного из самых устойчивых белорусско-российских промышленных альянсов. Во вторник, 30 июля, российская компания «Уралкалий» распространила заявление, из которого следует, что она прекращает экспорт своих удобрений через белорусско-российское СП «Белорусская калийная компания» (БКК). Как гласит решение Совета директоров «Уралкалия», отныне весь экспорт российских калийных удобрений будет идти через зарегистрированную в Швейцарии дочернюю компанию «Уралкалий-Трейдинг».
Теперь «Уралкалий» прогнозирует снижение цен на мировом калийном рынке и намерен увеличить производство и продажи хлористого калия до 10,5 млн т в 2013 году, а также наращивать объемы продаж в Китай, Индию и Бразилию (то есть в те же страны, которые считает для себя приоритетными «Беларуськалий»).
По информации самого «Уралкалия», причиной столь радикального шага стало то, что «сотрудничество с белорусскими партнерами в рамках БКК зашло в тупик, в чем немалая заслуга Александра Лукашенко, подписавшего 22 декабря 2012 года указ №566 об отмене исключительного права БКК на экспорт белорусского калия вслед за которым последовали фактические отгрузки "Беларуськалия" вне рамок БКК».
«Мы неоднократно обращали внимание наших белорусских партнеров на неприемлемость подобных действий, в результате которых были разрушены основы нашего многолетнего плодотворного сотрудничества. В сложившейся ситуации мы вынуждены перенаправить наши экспортные потоки на собственного трейдера», – констатировал генеральный директор ОАО «Уралкалий» Владислав Баумгертнер.
Ответ белорусской стороны последовал сразу же. «Выход "Уралкалия" из состава БКК абсолютно не в интересах этого предприятия. Когда мы выступаем единым фронтом, мы сильны на рынках, а теперь, когда позиции партнеров разобщены, можно ожидать определенного разлада», – цитирует «Интерфакс-Запад» представителя руководства ОАО «Беларуськалий». Он также отметил, что принятое «Уралкалием» решение может отрицательно сказаться на финансово-экономическом положении предприятия.
Фондовые рынки также отреагировали на белорусско-российский экономический конфликт. По информации ИТАР-ТАСС, мировые производители калийных удобрений из-за заявления «Уралкалия» разом потеряли более $20 млрд капитализации. Причина – то, что российский производитель объявил не только о выходе из СП с Беларусью, но и об ожидаемом в связи с этим снижении к концу года цен на калийные удобрения на 25% – с нынешних $400 до менее чем $300 за тонну.
Всего за день котировки акций основных игроков рынка снизились эквивалентно обещанному снижению цен. Так, котировки самого «Уралкалия» упали более чем на 20%, вызвав снижение капитализации компании на $3,1 млрд. Бумаги четвертого в мире производителя калийных удобрений K+S Aktiengesellschaft обвалились на 25%, снижение его капитализации составило $1,1 млрд. Бумаги мирового лидера отрасли, компании Potash Corp. of Saskatchewan, упали на 26%, капитализация компании снизилась на $8,5 млрд. Акции канадской Mosaic ULC упали на 27%, капитализация сократилась на $6,1 млрд. Agrium подешевел на 13% до $79,5 за акцию, капитализация снизилась на $1,56 млрд. Все эти три канадских производителя работают через международного трейдера Canpotex – основного конкурента БКК.
Как отмечает Андрей Кочетков, аналитик брокерского дома «Открытие», «заявление "Уралкалия" фактически является объявлением войны в отрасли за передел рынка. Вполне очевидно, что падение цен на рынке удобрений может привести к ухудшению положения менее стабильных компаний и, потенциально, к будущей консолидации отрасли».
«Цены легко могут пойти еще ниже тех, что были объявлены – ниже $300 за тонну, – сказал ИТАР-ТАСС аналитик финансовой группы БКС Олег Петропавловский. – Если каждый будет бороться за большие объемы, выручка и прибыли компаний будут падать. Я думаю, что если рынок перейдет из текущего состояния на более высокий уровень конкуренции, то компенсировать потери в цене увеличением продаж не удастся. Сейчас есть очень много проектов в калийной отрасли, краткосрочных и долгосрочных, на рынок будут приходить все новые и новые объемы. А пока не видно, чтобы спрос как-то быстро рос».
Звучит как приговор калийной отрасли Беларуси.
История конфликта
Еще недавно казалось, что все хорошо. ЗАО «Белорусская калийная компания» являлось эксклюзивным экспортером калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Уралкалий». В 2012 году этот картель обеспечивал около 43% экспорта хлористого калия на мировом рынке.
Однако теперь выясняется, как сообщает ИА REGNUM, что и «Уралкалий», и «Беларуськалий» давно экспортировали свою продукцию не через структуры БКК, причем российская компания через БКК продавала около 20% своей продукции. Видимо, это стало непосредственной причиной целого ряда переговоров между руководством Беларуси и представителями «Уралкалия». Так, 28 декабря 2012 года Лукашенко обсудил будущее БКК с российским миллиардером и сенатором Сулейманом Керимовым. 20 мая 2013-го Лукашенко снова встретился с Керимовым в Минске и обсудил с ним перспективы сотрудничества Беларуси и России при экспорте калийных удобрений.
«Любая попытка действовать врозь, особенно сейчас, ведь мы создали единую компанию по реализации калийных удобрений, будет только вредить и "Уралкалию" с одной стороны, и "Беларуськалию" с другой, – заявил Лукашенко. – И мы не скрываем, что будем усиливать наши действия по единству на рынке калийных удобрений». Только теперь становится понятно, что тогда имел в виду белорусский президент.
Также в мае была создана рабочая группа с целью анализа ситуации на калийном рынке и выработки варианта сотрудничества белорусской и российской сторон в калийной сфере. Председателем комиссии Лукашенко назначил главу госбанка «Банк развития Республики Беларусь» Сергея Румаса, контролировать работу комиссии было поручено председателю КГБ Валерию Вакульчику и сыну президента, его помощнику по национальной безопасности Виктору Лукашенко.
22 июля, на совещании по реализации калийной продукции, Лукашенко потребовал «незамедлительно приступить к выполнению договоренностей, достигнутых с российской стороной по увеличению эффективности продаж калийных удобрений в рамках БКК». Президентская пресс-служба написала об этих договоренностях так: «Стороны пришли к соглашению, что финансирование деятельности Белорусской калийной компании будет осуществляться в паритете 50/50. Кроме того, российская сторона согласилась усилить роль белорусских специалистов в управлении БКК».
Но уже 25 июля Лукашенко неожиданно для всех назначил Валерия Иванова замглавы Администрации президента, освободив его от обязанностей гендиректора БКК. Эту должность по указу президента заняла Елена Кудрявец, которая до этого работала заместителем гендиректора «Беларуськалия» по коммерческим вопросам и логистике. При этом, говоря о сотрудничестве с «Уралкалием», Лукашенко заявил: «Нам ни в коем случае нельзя потерять российскую компанию, потому что мы мощнее, мы самая мощная компания по реализации калийных удобрений, если мы с россиянами действуем заодно. Но, естественно, не надо забывать и белорусские интересы, потому что с той стороны – частная компания. И у государства и частника не всегда совпадают в нюансах цели, но тем не менее как они, так и мы хотим продать побольше и подороже, это естественно, и в этом главном наши интересы совпадают. Надо взять под контроль все потоки, по каким бы линиям они не реализовывались, и посмотреть на цены».
Прикладная конспирология
За последнюю неделю произошло много странных событий, которые, при желании, вполне можно уложить в канву «калийного» конфликта. Сперва – неожиданные перестановки в руководстве калийной отрасли страны, когда Валерия Иванова сменяет Елена Кудрявец. Затем – демонстративное отсутствие Александра Лукашенко в Киеве на праздновании Крещения Руси. Большинство наблюдателей объяснило это нежеланием Лукашенко общаться с Владимиром Путиным. Вот только причину этого нежелания никто толком назвать не смог.
Однако скомканное участие белорусского президента в минской части торжеств (например, его отсутствие на Вселенской литургии), а также неожиданные и странные предложения по «совершенствованию православной церкви» – все это выглядит как выплеск раздражения в отношении России.
Между тем, в неофициальных беседах эксперты БДГ говорят примерно то же, что пишут их российские коллеги «в интернетах»: идет большая игра, в рамках которой Кремль руками своего олигарха Сулеймана Керимова (напомним, он – главный совладелец «Уралкалия») хочет заставить белорусские власти либо прямо продать «Беларуськалий», либо отдать россиянам большую его долю в обмен на стабилизационный кредит. И упавшая капитализация «Уралкалия» здесь – это пешка, которой жертвуют, чтобы заполучить ферзя противника.
Тогда раздражение белорусского президента становится вполне понятно: он узнал о действиях «Уралкалия» на несколько дней раньше и понял, что оказался загнан в угол. Экспорт белорусских товаров за первое полугодие и так сильно сократился. А теперь из-за конфликта с «Уралкалием» упадут рыночные цены на калийные удобрения – то есть истончится и этот ручеек, прежде стабильно подпитывавший валютой «белорусское экономическое чудо». Новостей по пяти проектам создания российско-белорусских промышленных холдингов давно нет. Между тем, зарплаты в стране административными методами досрочно доведены до почти $600, что обещали только к концу года. Да и нефтяной баланс на IV квартал еще даже не обсуждался – а тут могут быть сюрпризы.
Все вместе это означает, что осенью Беларуси грозит девальвация национальной валюты, причем не плавная, как прогнозировали многие экономисты, а обвальная. Либо, как осенью 2011-го, придется отдавать «фамильное серебро». Тогда это был «Белатрансгаз». Сегодня это могут быть МЗКТ, «Гродно-Азот», «Пеленг», «Могилевхимволокно», далее – по списку…
Справка БДГ
ЗАО «БКК» была учреждена в 2005 году и являлась эксклюзивным экспортером калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Уралкалий» (объединившегося с другим российским производителем – «Сильвинитом»). В БКК белорусскому госмонополисту «Беларуськалий» принадлежит 45% акций, другому белорусскому госмонополисту – «Белорусской железной дороге» – 5%. Остальные 50% принадлежат российскому частному предприятию «Уралкалий». Доля «Уралкалия» в мировом производстве хлористого калия – около 20%. Производственные активы российской компании включают пять рудников и семь обогатительных фабрик, расположенных в городах Березники и Соликамск (Пермский край). Основные акционеры «Уралкалия» – компании бизнесменов Сулеймана Керимова (17,2%), Анатолия Скурова (4,8%), Филарета Гальчева (7%).
Согласно совместным планам российской и белорусской стороны, преемником «БКК» должна была стать создаваемая компания «Союзкалий» (Soyuzkali GmbH) с офисом в Швейцарии, начало ее работы было запланировано на февраль-март нынешнего года. Но представители правительства Беларуси и «Уралкалия» не смогли договориться об условиях сотрудничества, из-за чего начало работы новой компании было перенесено на весну 2014-го.
Для Беларуси предприятие «Беларуськалий» остается ключевым, так как обеспечивает, по разным оценкам, от 6% до 10% всех поступлений в госбюджет.