Подобные преступления совершали как рядовые сотрудники, так и руководители организаций и учреждений, подчиненных министерству, сообщили в Генпрокуратуре по итогам проведенной проверки.
Принимаемые же Министерством меры по предупреждению коррупции в системе подчиненных организаций не эффективны. Так, комиссия Минздрава по противодействию коррупции в основном рассматривает только поступающие из правоохранительных органов данные о фактах коррупции. При этом она не разрабатывает мероприятия по устранению причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям, не выявляет возможные коррупционные риски, не устанавливает мотивы возникновения коррупционных связей. В некоторых учреждениях здравоохранения комиссии вообще не созданы.
Неединичные коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, остаются без должного внимания со стороны руководства, на заседаниях комиссии не рассматриваются, действенные меры по ним не принимаются, сообщили в Генпрокуратуре.
В частности, не соблюдаются ограничения ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией», о недопустимости должностных лиц заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу, близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту основной службы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики) и др. Также допускались нарушения порядка проведения конкурсов.
Причинами и условиями, способствующими нарушениям антикоррупционного законодательства, не повлекшим уголовной либо административной ответственности, были слабая профилактическая работа по противодействию коррупции в учреждениях здравоохранения и незнание должностными лицами действующего законодательства и посредственное отношение отдельных работников к данным обязательствам.
Проверка выявила нарушения законодательства, регулирующего порядок ознакомления государственных должностных лиц с ограничениями, установленными ст.17 Закона и декларирования доходов и имущества. Единый порядок осуществления контроля за выполнением государственными должностными лицами учреждений здравоохранения принятых обязательств по соблюдению ограничений отсутствует как в Министерстве, так и в учреждениях здравоохранения. Не соответствует предъявляемым требованиям деятельность Минздрава по противодействию коррупции методами ведомственного контроля.
Для устранения нарушений Генпрокуратура внесла министру здравоохранения представление, в котором предложено принимать действенные меры по предупреждению и искоренению коррупционных проявлений в системе Министерства.
В частности, предлагается инициировать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, попустительство которых привело к преступлению, разработать организационно-правовые и практические меры по совершенствованию методов контроля за деятельностью должностных лиц при выдаче больничных, рецептов и иных документов, обеспечить безусловное исполнение требований законодательства о декларировании доходов и имущества, провести обучение по изучению законодательства, регулирующего порядок закупок, и установить действенный контроль за его исполнением, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц системы здравоохранения, виновных в ненадлежащей организации работы по противодействию коррупции.