Усилия властей по удержанию курса белорусского рубля напрасны.
«Мы берем деньги у МВФ - и власти в качестве критерия оценки своей работы выбрали стабильность обменного курса. Я бы сказал, что это неправильный режим - надо было девальвировать белорусский рубль примерно на 3-5% в месяц. Потому что практически мы не можем сохранить нейтральный торговый баланс. Один пример - в торговле с Россией каждый месяц мы проигрываем $750 млн. Какой может быть при этом стабильный обменный курс? Даже если россияне нам дадут $500 млн. кредита, то этого не хватит, чтобы даже на месяц сбалансировать наш торговый баланс. Эту ситуацию замалчивают, ее не рассматривают. До тех пор, пока существует такой дисбаланс, девальвация будет просто необходима. Она и идет постепенно - это видно на ценах. Я думаю, что девальвация выльется в более зримые формы несколько позже», - заявил руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, отвечая на вопросы читателей «Белгазеты».
Экономист считает, что Россия не должна выдавать властям Беларуси новые кредиты.
«Когда Россия ограничила покупку белорусского молока, то это уже пахло $1 млрд. потерь. На месте России эти $500 млн. я бы вообще не выдавал белорусам, потому что эти деньги идут на поддержку обменного курса. Надо было белорусский рубль девальвировать - а его держат, на это сжигаются деньги. Зачем? Просто для того, чтобы надувать щеки и говорить, что у нас стабильная ситуация. Поэтому лучше было бы, чтобы россияне деньги не давали - тогда нам не придется их отдавать», - отметил Заико.
Эксперт прокомментировал заявления белорусских чиновников, которые утверждают, что экономическая ситуация в Беларуси якобы не настолько критична, как в других странах мира.
«В Беларуси положение лучше потому, что люди просто не понимают, что происходит. Этим летом, месяц назад, я проехал почти всю Европу - Варшаву, Прагу, Берлин, Фюрстенвальде, Щецин, Гданьск, Калининград, Вильнюс - и когда въехал в Беларусь по полоцкой дороге, то там меня встретили два феномена: ГАИ, которое на чистой дороге шириной со взлетную полосу для МИГ-32 или СУ-25 поставила знак «40 км», и наши сельские магазинчики, ассортимент которых мало чем отличался от ассортимента 1985г. - только, может, всякой цветной воды там стало больше.
В Беларуси просто не знают, что у нас в кризис половина экспорта пропала, т.е., мы сейчас в два раза меньше получаем валютной выручки; не знают, что за первые четыре месяца экспорт калийных удобрений в физическом объеме упал в шесть раз. Но они знают, что медали и ордена получили строители нового производства калийного комбината. Экспорт упал в шесть раз, а там вводят новые мощности. Белорусы думают, что дела идут хорошо. При этом не знают, что цены на наши товары за рубежом упали на 30% - а внутри страны за год поднялись на 15%. Вот когда белорусам с утра до вечера все будут говорить, что белорусские товары - те же товары, которые мы покупаем, для иностранцев стали дешевле на 30%, а для своих - на 15% дороже, то тогда белорусы спросят: «Что это такое? Где это мы живем?» Это кризис экономической политики, кризис власти», - заявил Заико.
«Если это не крах, то как можно назвать то, что на часовом заводе запасы продукции на 2,5 года? Как можно назвать то, что белорусы платят за бензин в 2 раза больше, чем американцы? Например, в Чехии, которая находится на расстоянии 1 тыс. км от Беларуси и где такое же население, 10 миллионов, сейчас зарплата составляет 1 тыс. евро в месяц - и у нас могло бы быть столько», -- уверен экономист.