И белорусские, и зарубежные экономисты, государственные и независимые, убеждены: Беларусь в ближайшем будущем не сможет избежать существенной девальвации национальной валюты. И чем раньше такая девальвация произойдет, тем менее тяжелыми будут ее последствия. Но с таким подходом пока не согласен самый главный экономист, по совместительству – президент страны.
Гадание на курсе рубля
В начале этой недели «Белорусский партизан» со ссылкой на собственный источник в Нацбанке сообщил, что решение о девальвации белорусского рубля уже принято. По той же информации, снижение курса назначено на конец сентября или первую половину октября. По данным источника, в Национальном банке обсуждают возможность падения рубля на 20-30%, но боятся паники.
Согласно «Белпартизану», окончательное решение об ослаблении национальной валюты будет принято после получения очередного транша стабилизационного кредита от ЕврАзЭС. Именно эти средства и пойдут на проведение девальвации и удержание белорусского рубля от дальнейшего падения в результате возможной паники на рынке.
Между тем, 6 сентября, Александр Лукашенко предупредил правительство и директоров предприятий: «Никакой девальвации под промышленность и экспорт не будет. Белорусский рубль под промышленность девальвироваться не будет, белорусский рубль будет укрепляться или ослабляться в зависимости от спроса и предложения».
Президент Беларуси заявил, что перед Нацбанком «Поставлена железная задача ни в коем случае ничего не сдерживать и не тратить золотовалютные резервы. Это святое, я не могу запасы, которые предназначены на три месяца импорта нефти, газа, лекарств, вам (промышленности) отдать. Поэтому никакой искусственной девальвации, чтобы вам жизнь облегчить и чтобы экспорт улучшить, не будет. Я не могу бросить страну под ноги пяти директорам, которые у вас сегодня ни черта не делают».
Нацбанк откликнулся на эмоциональную тираду главы государства ехидным сообщением о том, что по состоянию на 1 сентября нынешнего года золотовалютные резервы республики сократились до $7,712 млрд. Пресс-служба НБРБ официально заявила: «На снижение объема золотовалютных резервов оказало влияние погашение правительством и Национальным банком внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме. Поддержанию объема золотовалютных резервов в августе текущего года в основном способствовал рост цены на золото на международном рынке драгоценных металлов, а также размещение валютных облигаций Министерства финансов РБ на внутреннем рынке страны».
При этом спираль инфляции продолжает раскручиваться. Индекс потребительских цен на товары и услуги в августе 2013-го по сравнению с декабрем 2012-го составил 108,2%, сообщает Белстат. За январь-август 2013-го цены на продовольственные товары в Беларуси выросли на 21,8% к аналогичному периоду 2012 года, в том числе продукты питания подорожали на 13,7% (причем картофель подорожал на 61,4%, что само по себе очень символично).
Непродовольственные товары в августе 2013 г. по сравнению с декабрем 2012 г. выросли в цене на 3,5%, а по сравнению с августом 2012 года – на 5,9%. За январь-август 2013-го непродовольственные товары в Беларуси подорожали на 7,2% к аналогичному периоду 2012 г., в т.ч. бензин на 18% и лекарства на 15,4%.
Индекс цен и тарифов на платные услуги в августе 2013 года по сравнению с декабрем 2012-го вырос на 19,2%, а по сравнению с августом 2012 г. – на 32,2%. За январь-август 2013 года цены и тарифы на бытовые услуги в Беларуси выросли на 41,2% к аналогичному периоду 2012-го, а на жилищно-коммунальные услуги – на 38%. На услуги пассажирского транспорта – рост на 25,5%, связи – на 55,4%, дошкольных учреждений – на 68,3%, высшего образования – на 32,8%, медицинские – на 39,5%, культуры – на 53,2%, санаторно-оздоровительные – на 50%.
Подогрели страсти и россияне. Эксперты Сберегательного банка России считают, что вероятность возникновения валютного кризиса в Беларуси в ближайшие 12 месяцев составляет 59%, а к 2015 году – 73%. Об этом говорится в обзоре Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка РФ, который цитирует БелаПАН.
Аналитики подчеркивают, что по состоянию на конец II квартала 2013 года «Сравнительно низкое давление на белорусский рубль не свидетельствует о позитивной динамике факторов кризиса, а является результатом равновесной корректировки реального курса белорусского рубля при двухступенчатой девальвации 2011 года. Этот эффект, по нашим оценкам, практически полностью исчерпан».
«Фундаментальные причины вероятного кризиса все те же: правительство, наблюдая быструю динамику восстановления, накануне парламентских выборов поспешило вернуться к мягкой политике, подрывающей макроэкономическую стабильность и сводя на нет выигрыши от девальвации, – констатируют российские экономисты. – С февраля по сентябрь 2012 г. НБРБ снизил ставку рефинансирования с 45 до 30% (хотя инфляция в сентябре составила 38,7% год к году). Но экономическая активность продолжала замедляться. Рост ВВП составил 1,5% в 2012 году, в I полугодии 2013 года экономика выросла на 1,4%. Профицит счета текущих операций, существовавший в I полугодии 2012 года (в том числе благодаря экспорту «растворителей»), в III квартале 2012-го снова перешел в дефицит (минус $1 млрд) и достиг дефицита в $2,4 млрд (17% ВВП) в I квартале 2013 года, что снова серьезно усилило давление на валюту».
Примерно о том же говорят и белорусские экономисты, причем вполне прогосударственные. Специалисты Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Минэкономики Беларуси считают необходимым провести плавную девальвацию национальной валюты – с целью устранения дисбалансов в экономике. Они констатируют: экономический рост в стране обеспечивается за счет внутреннего спроса. «В условиях расширения внутреннего спроса при сжатии внешнего и замедления динамики в основных отраслях реального сектора в экономике Беларуси формируется ряд тенденций, нарушающих макроэкономическую сбалансированность», – уверены в НИЭИ Минэкономики.
В августовском номере издаваемого институтом «Экономического бюллетеня» отмечается, что растущий от месяца к месяцу дефицит внешней торговли товарами ухудшает ситуацию в платежном балансе. «Отставание темпов девальвации национальной валюты от темпов инфляции и укрепление белорусского рубля отрицательно сказывается на ценовой конкурентоспособности белорусской продукции», – констатируют эксперты. Еще одной негативной тенденцией называется рост зарплаты, которая значительно опережает рост производительности труда.
А тем временем у соседей…
Банк России уверяет, что российский рубль в ближайшее время будет стабилен и нет никаких рисков изменения курса нацвалюты. Как подчеркивается в ежемесячном обзоре глобальных рисков Банка России, ряд стран с развивающимися рынками проводят интервенции для поддержания курса национальных валют. Но эти меры лишь временно ограничивают темпы девальвации, поскольку не решают проблемы дефицита платежного баланса. В случае ухудшения ситуации центробанкам этих стран придется потратить значительную часть резервов и провести многоэтапное повышение ставок, отмечает ЦБ.
Как пишет российская «Газета.Ru», риск обесценивания российского рубля Центробанк называет незначительным. «В отличие от многих других стран, Россия, с одной стороны, имеет положительное сальдо текущего счета, а с другой – не испытывала значительный чистый приток капитала в посткризисный период. Поэтому можно заключить, что курс рубля в настоящее время с фундаментальной точки зрения оценен на справедливом уровне и обладает достаточной степенью устойчивости», – заключают эксперты ЦБ.
Между тем, независимые экономисты говорят о тенденции к падению рубля: уже зимой доллар может стоить более 34,5 рубля. После прихода на пост главы Банка России Эльвиры Набиуллиной в конце июня из-за давления на рубль границы «валютного коридора» пришлось сдвигать уже девять раз. За это время, по расчетам аналитиков, на поддержку рубля ЦБ потратил $11 млрд золотовалютных резервов, то есть примерно $1,2 млрд в неделю.
С технической точки зрения рубль по отношению к доллару может дойти (и, скорее всего, дойдет) до отметки 34 к концу года, говорят аналитики, и на конец года прогнозируют курс 33-34 рубля за доллар.
В Украине кипят свои страсти, также связанные с девальвацией. Набирает обороты скандал вокруг заказных публикаций о грядущем обвале гривны. Как теперь выясняется, «аналитические» статьи в украинских СМИ были профинансированы прямиком из Москвы. Как пишут украинские медиа, «Россия начала настоящую информационную войну против Украины – причем, руками наших же журналистов».
Все началось с того, что ряд изданий опубликовали новость с практически одинаковым заголовком, в которой предрекали скорый крах украинской гривны. При этом главным «авторитетным источником» выступили безликие аналитики Сбербанка России. В частности, они утверждали, что вероятность возникновения валютного кризиса в Украине в течение года составляет 82%. А среднегодовой курс гривны в 2013 году будет 8,18 грн. за доллар (в 2014 году – 8,59 грн).
Правда, на чем именно Сбербанк РФ основывает свои прогнозы, никто не пояснил. И вот странное совпадение: российские материалы пошли в печать тогда, когда отказ Украины от Таможенного Союза стал обретать все более четкие формы.
Журналистское расследование показало, что человек, который непосредственно занимался размещением материалов в СМИ, – это некая Ольга Корнеева, российская пиарщица, которая в Киеве представляет агентство «Сообщение». Именно через нее шло размещение заказных материалов про предстоящий обвал гривны, что подтверждает ее переписка с журналистами и редакторами.