«Калийная война» между Беларусью и Россией окончилась столь же неожиданно, сколь и началась. Ну, пусть не вся война, но ее активная часть – так точно. Для Беларуси она окончилась финансовыми потерями при одновременном укреплении «минского лобби» в Кремле. Для России она завершилась перераспределением активов и рычагов влияния между приближенными к власти олигархами.
13 сентября Беларусь возобновила поставки бензина и дизтоплива в Россию. Белорусское топливо после трехнедельного отсутствия вернулось на российские товарные биржи. Уже в пятницу на биржах Санкт-Петербурга (там сосредоточена торговля топливом в России) было продано в общей сложности 5,88 тыс. тонн бензина АИ-92 (стандарт «Евро-5») производства Новополоцкого НПЗ. Это означает, что «Белнефтехим» возобновил поставки топлива в Россию, хотя формально остается в силе заявление вице-премьера Аркадия Дворковича об ограничении поставок нефти в Беларусь.
Однако сам тот факт, что продажи белорусского топлива в РФ возобновили не российские компании, работающие по давальческой схеме, а государственный «Белнефтехим», показывает: достигнут некий компромисс в отношении поставок нефти. Причем достигнут он без участия российского правительства.
Одновременно готовится освобождение злополучного главы «Уралкалия». «Решается вопрос о передаче Владислава Баумгертнера российской стороне для проведения следственных действий по "калийному делу". Как только решение будет оформлено, Баумгертнера отправят в Москву, где он будет освобождён под подписку о невыезде или вовсе освобожден с формальным обязательством встречаться с российскими следователями», – заявил 16 сентября корреспонденту ИА REGNUM источник в Следственном комитете Беларуси.
Этот же источник отметил, что «данный вопрос не должен выглядеть как освобождение заложника». Хотя, конечно, именно так это и будет выглядеть.
Одновременно определился круг приближенных к Путину олигархов, которые теперь будут курировать с российской стороны белорусско-российские экономические отношения. Это глава «Роснефти» Игорь Сечин, начальник «Газпрома» Алексей Миллер и глава «Сбербанка» Герман Греф. А вот близкий к Медведеву Аркадий Дворкович, который еще весной приценивался к белорусскому «фамильному серебру», оказался открыто и демонстративно отодвинут на второй план.
До сих пор на белорусские НПЗ сырую нефть поставляла целая группа российских компаний. Но теперь все поставки нефти будут осуществляться через «Роснефть» и контролироваться ею же. Более того, «Уралкалий» перейдет под контроль той же «Роснефти», либо Владимира Когана, который все равно представитель тех же «питерских». Впрочем, самая свежая информация гласит, что все же именно Сечин завладеет «Уралкалием». Дальше – больше. Экспорт из Беларуси в Россию теперь также в значительной степени будет контролировать «Роснефть» через аффилированные с ней структуры. Финансовая же составляющая белорусско-российских взаимоотношений «уходит» под Германа Грефа, президента и председателя правления Сберегательного банка Российской Федерации.
Сулеймана Керимова «подвинули» вместе с Аркадием Дворковичем и Сергеем Чемезовым (глава «Ростеха», прежде – «Ростехнологии»). Именно из-за этого на более поздний срок была перенесена запланированная на 17 сентября встреча премьеров России и Беларуси. Просто потому, что теперь Дмитрия Медведева на переговорах с белорусами должны будут сопровождать совсем другие люди. Тем более, что на заседании союзного Совмина как раз и должны будут обсуждаться вопросы, которые еще недавно были конфликтными: нефтяной баланс на IV квартал 2013-го и на следующий год.
«У различных российских политологов популярна поговорка: «В Кремле башен много». То есть и на самом верху российской власти нет такого уж единства. Там есть разные фигуры, разные альянсы, с разными интересами. В том числе с разными бизнес-интересами. И какая-то часть этих бизнес-интересов завязана на Беларусь, – констатирует доцент Высшей школы экономики России Сергей Ананьев. – Можно сказать, что всего за полтора месяца, с 30 июля и до середины сентября, коренным образом поменялся расклад тех олигархов, которые зарабатывали на экономических отношениях с Беларусью. Ранее такое произошло с Казахстаном. Идет своего рода «упорядочивание», когда за работу с определенной страной начинает отвечать определенная, четко очерченная группа бизнесменов. То есть они уже не столько олигархи, сколько «государевы люди». И именно те люди, которые приближены к Путину. А Медведев рычаги влияния на Беларусь практически потерял».
Такое видение ситуации кажется вполне логичным, особенно если вспомнить, как Путин старательно хранил молчание даже тогда, когда про конфликт между Москвой и Минском говорили все. И тут знаковым оказывается визит в Минск Алексея Миллера – который привез новость о подорожании газа, но, тем не менее, был принят с распростертыми объятиями. Лукашенко перед телекамерами признался, что с удивлением обнаружил отсутствие у себя претензий к «Газпрому». Действительно, цены на газ для Беларуси, даже повысившись, останутся вполне приемлемыми. Более того, «Газпром» даже собирается запустить новую нитку газопровода «Ямал – Европа» по территории Беларуси.
Однако же пока остается открытым вопрос о судьбе пяти известных проектов по объединению белорусских и российских предприятий – МАЗа и КамАЗа, ОАО Гродно-Азот, ОАО «Пеленг», Минского завода колесных тягачей. Ранее их курировал Аркадий Дворкович, но кто ими будет заниматься теперь? Этот вопрос пока открыт. Видимо, он будет решаться уже на учениях «Запад-2013», где лично встретятся Путин и Лукашенко.