Сентябрь – третий подряд месяц с существенным превышением спроса на иностранную валюту над ее предложением. Объем чистого спроса даже увеличился, несмотря на повышение процентных ставок по рублевым депозитам и сдерживание девальвации белорусского рубля.
Валовой спрос на иностранную валюту (объем ее покупки на всех сегментах рынка) в отчетном месяце увеличился с предыдущего месяца на 2,2% (на $72 млн, с $3,224 млрд до $3,296 млрд), а валовое предложение (совокупный объем продажи) – снизилось на 15,2% (на $425 млн, с $2,802 млрд до $2,376 млрд). Последнее явилось результатом снижения товарного экспорта из Беларуси. В результате минусовое сальдо (чистый спрос на инвалюту) увеличилось на 8,45% (на $36 млн, с $-422 до $-458). Размер чистого спроса – 13,9% от совокупного (в августе – 13,1%, в июле – 19,2%, в июне – 2,8%).
Чистый спрос на инвалюту в сентябре 2013-го – третий по размеру за посткризисный период (23 месяца) и второй в этом году, после июльских объемов скупки валюты, когда появилась нестабильность на финансовом рынке страны. С июля по сентябрь чистая покупка инвалюты составила уже почти $1,60 млрд. Всего же с ноября 2011 года, с возобновления полноценного функционирования валютного рынка, скуплено инвалюты на чистой основе ок. $1,23 млрд. То есть, до начала последнего, трехмесячного, периода значительного превышения спроса на иностранную валюту над ее предложением, результат валютной торговли посткризисного периода (20 месяцев) оставался положительным (+$0,37 млрд). После этого, с июля по сентябрь, отрицательный результат отмечен на всех сегментах валютного рынка – и на безналичном и на наличном.
Рис.1. Объем внутреннего валютного рынка Беларуси, помесячно
Субъекты хозяйствования-резиденты Беларуси в сентябре купили больше валюты, чем продали на $85 млн. Минусовое сальдо составило 4,4% от спроса и 18,6% от суммарного по стране. Хуже показатель в этом году был в январе и августе. Однако особенностью сентября стало самое резкое за посткризисный период снижение предложения инвалюты – на 25,5%, но и спрос тоже уменьшился (на 4,8%). За период январь-сентябрь сальдо остается положительным, $+426 млн (продажа - $17,056 млрд, покупка - $16,634 млрд), +2,6% от спроса. В прошлом году за такой же период положительное сальдо было значительно большим, $+1,347 млрд, +8,4% от спроса. Кроме того, в прошлом году только в двух месяцах (после прекращения действия растворительно-смазочных схем при экспорте нефтепродуктов) наблюдалось отрицательного сальдо. В этом году их уже пять (январь, май, июль, август, сентябрь).
Рис.2. Объем покупки/продажи иностранной валюты субъектами хозяйствования –резидентами Беларуси, помесячно
Нерезиденты Беларуси - традиционно нетто-покупатели иностранной валюты, что связано с фиксированием прибыли в ней для последующего вывоза ее из страны. В сентябре они купили инвалюты на $315 млн (больше на $14 млн, чем в августе, +4,7%), а продали на $275 млн (больше на $55 млн, чем в августе, +24,9%). И в итоге, минусовое сальдо уменьшилось вдвое, с $81 млн до $41 млн. Это 8,9%-я доля совокупного отрицательного сальдо валютного рынка в сентябре. Чистый спрос нерезидентов на валюту к их валовому спросу – 12,9%. За период январь-сентябрь 2013 года валовая покупка инвалюты нерезидентами составила $4,441 млрд, а валовая продажа ими - $3,754 млрд. Чистый спрос за девять месяцев - $0,687 млрд (15,5% от валового спроса). По итогам девяти месяцев размер отрицательного сальдо валютного рынка нерезидентов превышает величину положительного сальдо валютного рынка субъектов хозяйствования-резидентов страны.
Рис.3. Объем покупки/продажи иностранной валюты нерезидентами Беларуси, помесячно
Прим. Август 2012-го – без учета своп-сделки с Китаем (6 млрд юаней).
Потребительский частный импорт и стремление сохранить накопления от девальвационного обесценения делают физические лица Беларуси крупнейшим нетто-покупателем иностранной валюты в стране. Население чутко реагирует на изменения состояния финансовых дел в государстве, из-за чего не только колебания валютного рынка в этом (физлиц) секторе часто очень значительны, но и вектор его развития может резко поменяться на противоположный. Кроме того, даже скупка инвалюты населением только в целях сохранений сбережений может весьма негативно сказаться на состоянии дел в банковской системе страны, если купленная инвалюта не возвращается обратно в банк в виде инвалютного депозита или покупкой номинированной в иностранной валюте ценной бумаги, а хранится наличными дома.
В 2013 году, начиная с июля, спрос на иностранную валюту со стороны физических лиц оказывает серьезное давление на валютном рынке. После августовского сокращения чистого спроса населения на инвалюту, в сентябре «бегство из рубля» значительно усилилось. Объем сентябрьской покупки населением инвалюты составил $1,058 млрд (больше, чем в августе на $155 млн, +17,1%), продажи - $726 млн (меньше, чем в августе на $9 млн, -1,3%). Отрицательное сальдо в сентябре, по сравнению с августом, увеличилось на $164 млн (+98%), до $-332 млн (в августе было $-168 млн). Это 72,5% всего отрицательного сальдо валютного рынка страны в августе. Чистый спрос населения на инвалюту составил 31,4% от валового (в августе было 18,6%, в июле – 47,6%, в июне – 30,0%).
За январь-сентябрь население купило $7,418 млрд, а продало - $6,130 млрд. Чистая покупка, таким образом - $1,288 млрд. Это 17,4% от валовой. В прошлом году за такой же период население приобрело в кассах обменных пунктов $5,040 млрд, а сдало - $4,996 млрд. То есть, чистый спрос был всего лишь $44 млн (0,9% от валового). С ноября 2011 года, за 23 месяца свободного валютного рынка, физические лица купили иностранной валюты больше, чем продали на $1,667 млрд. Интересно, что остаток средств населения на инвалютных депозитах увеличился за этот период (без данных за сентябрь 2013-го) – на $3,066 млрд, и из них начисленных и впоследствии капитализированных процентных доходов – не более $450 млн. А за период январь-сентябрь текущего года, когда чистая покупка инвалюты составила $1,288 млрд, объем инвалютных депозитов увеличился только на $650 млн (также без сентября), из которых $200-220 млн – процентное увеличение. То есть, ранее прирост инвалютных вкладов населения был значительно большим, чем объем чистой покупки инвалюты, а сейчас наоборот – куплено инвалюты больше, а депонировано в банки – намного меньше.
Рис.4. Объем покупки/продажи иностранной валюты (наличной и безналичной) населением Беларуси, помесячно
Повышение ставок по срочным рублевым депозитам и сохранение их на высоком уровне несколько повысило привлекательность этого вида сбережений и охладило спрос на инвалюту со стороны населения. Но при этом сам размер (до 50% годовых) ставки показывает на то, какие усилия прилагают денежные власти на преодоление кризисной ситуации. Недопущение массового закрытия рублевых депозитов и ажиотажа на валютном рынке сектора физических лиц в настоящее время главная задача Национально Банка.
Рис.5. Сальдо покупки/продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Беларуси населением, нарастающим итогом
В целом за январь-сентябрь в стране удовлетворенный спрос на инвалюту составил $28,493 млрд (на 27,3% выше, чем в январе-сентябре 2012-го), предложение - $26,943 млрд (рост на 17,0%). Отрицательное сальдо сложилось размером $-1,549 млрд, -5,4% от спроса. В прошлом году оно было положительным: $+0,631 млрд, +2,8% от спроса. По отношению к долларовому эквиваленту ВВП за данный период, размер отрицательного сальдо валютного рынка текущего года составило минус 2,3%, в прошлом году – плюс 1,3%.
Рис.6. Сальдо покупки/продажи иностранной валюты на внутреннем рынкеБеларуси, за январь-сентябрь
Прим. Август 2012-го – без учета своп-сделки с Китаем (6 млрд юаней).
Суммарное, с начала года, отрицательное сальдо валютного рынка в Беларуси в этом году достигло размера всего прошлого года уже к июлю, и разрыв продолжает увеличиваться.
Рис.7. Сальдо покупки/продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Беларуси, нарастающим итогом
Прим. Август 2012-го – без учета своп-сделки с Китаем (6 млрд юаней).
Национальный Банк дал понять, что в ближайшее время будет идти плавная девальвация белорусского рубля, не превышающая по скорости размер процентных ставок по рублевым депозитам за вычетом величины процентных ставок по инвалютным депозитам (в целях сохранения большей привлекательности рублевых вкладов). Однако доходность рублевых депозитов под 50% годовых при вдвое-втрое меньшей скорости ослабления белорусского рубля, понятно, вряд ли может быть обеспечена белорусской экономикой. Кроме того, фундаментальные причины проблем на валютном рынке, а именно, отрицательное сальдо торгового баланса и, в целом, внешних платежей, не исчезли, а даже наоборот, негатив усиливается. А превышение объемов ухода иностранной валюты из страны над объемами ее прихода в страну неизбежно скажется на ослаблении белорусского рубля, кроме случаев, когда инвалюта может поступить от продажи собственности зарубежным инвесторам или за счет иностранного кредитования, увеличивающего внешний долг страны, а также если дефицит будет компенсироваться за счет использования золотовалютных резервов.