Откровения председателя белорусского ЦИК, как всегда, поражают воображение.
О том, сколько будут стоить президентские выборы в Беларуси, нецелесообразности совмещения местных и президентских выборов, возможностях совершенствования избирательного законодательства и неудобстве визовых санкций в интервью «Интерфакс-Запад» рассказала одиозная председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.
- Через год с небольшим в Беларуси должны пройти выборы «депутатов» местных Советов и главы государства. Каким-то образом ЦИК уже готовится к предстоящим избирательным кампаниям?
- У Центральной избирательной комиссии, на внешний взгляд, все так легко и получается, что мы очень хорошо готовимся. Нами уже подготовлены две сметы расходов на проведение выборов «депутатов» местных Советов и выборов президента. Наши проекты с пояснительными записками поданы в министерство финансов, и мы надеемся, что все средства, которые мы запросили, будут учтены в республиканском бюджете на следующий год. На выборы президента нами запрошено Br37,7 млрд, а на выборы депутатов местных Советов - Br19,5 млрд.
Что касается законодательства, то мы пока работаем с Избирательным кодексом, принятом в 2000 году с учетом тех изменений и дополнений, которые принимались позднее.
Кроме того, сегодня мы создаем методические разъяснения общих норм Избирательного кодекса. Кампания по выборам депутатов местных Советов должна пройти не позднее 12 декабря 2010 года, а выборы президента - не позднее 6 февраля 2011 года. Поэтому, естественно, сейчас мы готовим документы разъяснительного характера, которые касаются местных выборов.
- Какова вероятность совмещения двух избирательных кампаний? Что будет предлагать Центризбирком?
- Наше законодательство не запрещает совмещение избирательных кампаний. Напомню, что референдум 2004 года проводился вместе с выборами депутатов Палаты представителей. Это позволило провести референдум практически бесплатно. Тем не менее, в избирательном законодательстве отсутствуют какая-либо технология, нормы, разъясняющие порядок проведения выборов одновременно.
Совместить предстоящие две кампании - местные и президентские выборы очень сложно технологически. Возникает вопрос: какие комиссии на более высоком уровне, чем участковые, будут проводить выборы? У нас получается, что, назначая выборы президента, парламент может возложить исполнение обязанностей территориальных комиссий на постоянно действующие территориальные комиссии, созданные для выборов депутатов местных советов. Это общественный орган, но постоянно действующий четыре года. Если выборы проводить одновременно, то получается, что этих комиссий нет. В данном случае и президент, и парламент должны синхронно в один день назначить выборы и решить вопрос о том, какие органы будут организовывать выборы на уровне района, города, области. По сути дела, закон это не разъясняет, а поэтому придется создавать две параллельные территориальные комиссии - по выборам президента и по выборам депутатов местных Советов. Организационно это очень тяжело. Во-первых, на местах не очень большой круг людей, способных работать в комиссиях на таком уровне. Следует также учитывать бухгалтерское обслуживание избирательных комиссий, вопросы размещения этих комиссий.
Мы видим также проблему с подсчетом голосов, ведь на селе придется считать неимоверное количество бюллетеней. К примеру, когда в 2004 году было совмещено проведение выборов и референдума, то понадобилось всего два бюллетеня как в Минске, так и в сельской местности. То в случае совмещения местных и президентских выборов, на селе придется подсчитывать бюллетени по выборам депутатов сельского Совета, районного, областного и по выборам президента. Более того, учитывая, что на одном сельском участке может быть сконцентрировано, например, 15 избирательных округов по выборам депутатов, то это будет еще 15 бюллетеней к тем трем, которые члены комиссий должны будут посчитать по выборам более высокого уровня.
Кроме того, в случае совмещения выборов, эти избирательные кампании в определенной степени смажутся. Когда кандидаты в депутаты местных Советов будут проводить избирательную кампанию, они не будут говорить о своих предвыборных обещаниях. Они будут говорить о своем отношении к тому или иному кандидату в президенты. Это будет одна массированная кампания по выборам президента. По сути, избиратели забудут вообще о том, что проходят выборы депутатов местных Советов.
Еще одна проблема - нам придется составлять два параллельных списка избирателей. Потому что в выборах депутатов местных Советов в отличие от президентских выборов участвуют постоянно проживающие в Беларуси граждане России.
С точки зрения технологии избирательного процесса вопросов очень много. По мнению Центральной комиссии не надо гнаться за не совсем уже значительной экономией средств, а это около Br9,5 млрд, и лучше эти кампании разделить. Хотя с этим вопросом в совокупности должны будут определиться парламент и президент.
- Наверное, все-таки в первую очередь будут прислушиваться к мнению ЦИК?
- Я надеюсь, наше мнение будет учтено. Здесь нет никакого эгоизма. ЦИК чисто номинально участвует в местных выборах. Но я, как человек, возглавляющий систему избирательных комиссий, всегда защищаю интересы тех, кто работает на низовом уровне. Я понимаю, как сложно им будет провести одновременно две избирательные кампании.
- Не окажется ли, что в таком случае местные выборы вообще окажутся незамеченными белорусским обществом?
- Они будут замечены, особенно на местном уровне, в сельской местности. Ведь сельский депутат имеет большое значение, учитывая, что в деревне, удаленной от сельского совета, он является единственным представителем власти. Конечно, данная избирательная кампания во многом будет использовать технологии и подстраиваться под основные выборы - президентские. Это будет репетиция, возможность раскрутки для многих кандидатов, прежде всего, оппозиционных. Если эта избирательная кампания и пойдет на руку, то в первую очередь оппозиции. Она даст им возможность лишний раз заявить о себе.
- На какой стадии находится подготовка предложений по совершенствованию белорусского избирательного законодательства с учетом высказанных ОБСЕ рекомендаций?
- Проект определенных наработок подготовлен белорусскими экспертами. Рекомендации ОБСЕ выглядели достаточно абстрактно. Чтобы любое абстрактное предложение было вмонтировано в действующие нормы, оно должно выглядеть как законодательное предложение, которое согласуется с другими нормами избирательного закона. Подготовленные предложения направлены на ознакомление структурам, которые работают с избирательным законодательством, участвуют в избирательном процессе. Пока идет процесс согласования. Говорить о том, что существует некое законодательное предложение, одобренное кем-то из субъектов законодательной инициативы, не приходится.
- Речь идет о каких-то существенных преобразованиях избирательного закона?
- Ничего революционного в этих предложениях нет. Самым, если можно так сказать революционным, является предложение ввести в избирательное законодательство норму, предусматривающую возможность создания индивидуальных финансовых фондов кандидатов на выборные должности.
Хочу подчеркнуть, что все нормы белорусского избирательного законодательства очень демократичные. Они позволяют проводить выборы весьма демократично в соответствии со всеми стандартами. Даже предложения зарубежных экспертов не ломают наше избирательное законодательство, они работают именно на усиление действия тех или иных демократичных норм.
- Недавно Лукашенко заявил, что у Запада не получится на него надавить и сломать законодательство? Можно ли предположить, что речь в данном случае идет об Избирательном кодексе?
- Еще раз повторюсь - все предложения ОБСЕ носят абстрактный характер. Их можно понимать по-разному. Можно расценивать призыв что-то демократизировать как сигнал к переходу на совершенно иную избирательную систему. Либо можно предложить более мягкий вариант. Но мы не знаем, устроит ли этот мягкий вариант ОБСЕ. Возможно, что и нет.
- Каков крайний срок внесения изменений в Избирательный кодекс?
-Только до начала избирательной кампании. Закон не принято менять во время или сразу после выборов, нельзя менять правила игры. Поэтому до назначения даты выборов избирательное законодательство может меняться.
- В какой степени, на ваш взгляд, оценки ОБСЕ относительно избирательного процесса в Беларуси будут зависеть от уровня отношений Беларуси и Европейского Союза?
- Разумеется, укрепление связей с Европейским Союзом во многом будет определять оценку ОБСЕ наших дальнейших избирательных кампаний. Хотелось бы отметить, что большинство предложений ОБСЕ у нас было учтено без изменения избирательного законодательства в ходе парламентских выборов. По сути, ОБСЕ не написало ни одного критического заключения до завершения избирательной кампании, до дня выборов замечаний не было практически вообще.
- Может ли отразиться на оценках будущих выборов со стороны России сохранение неопределенности в союзных отношениях, периодическое возникновение торговых проблем? Как известно, российская сторона всегда положительно оценивала белорусские выборы?
- Не скажите. В 2001 году мой коллега господин Вешняков (Александр Вешняков - экс-глава ЦИК РФ) достаточно жестко отозвался об избирательной кампании. Конечно, это оценка была мягче, чем оценка ОБСЕ, но все-таки она была жесткой и не совпадала с оценкой наблюдателей от СНГ.
Я считаю, что всегда выборы надо отделять от всех остальных отношений. Избирательные комиссии, наблюдательные миссии должны быть по-настоящему независимыми, они не должны зависеть от уровня складывающихся между государствами взаимоотношений, тем более, экономических взаимоотношений. Это совершенно разные вещи. В идеале оценка должна быть абсолютно независимой. Только тогда мы можем говорить о каком-то независимом наблюдении. Если оценка представителя избирательной комиссии того или иного государства совпала с позицией каких-то других государственных структур, значит, это лицо было заангажировано.
- Возможно, глава Офиса ОБСЕ в Минске Ханс-Йохен Шмидт досрочно будет отозван с должности якобы из-за недовольства белорусской оппозицией его деятельностью. Какова ваша оценка его работы, согласны ли вы с тем, что г-н Шмидт проявил чрезмерную лояльность к белорусским властям?
- Напрямую с Офисом ОБСЕ мы контактируем очень мало, работая непосредственно с БДИПЧ ОБСЕ. Господин Шмидт всегда держит абсолютно нейтральную позицию, выступая только посредником в организации контактов Центризбиркома с представителями БДИПЧ. Никогда господин Шмидт ничего не навязал и ничего не рекомендовал Центральной избирательной комиссии.
Более нейтрального представителя ОБСЕ в Минске, чем господин Шмидт, в Республике Беларусь не работало. Я понимаю, что, наверное, нашу оппозицию больше устраивал господин Вик (Ханс-Георг Вик - экс-глава миссии ОБСЕ в Минске - ИФ), который пытался руководить избирательным процессом и наблюдением, т.е. в определенных моментах был главнее, чем глава наблюдательной миссии ОБСЕ. Думаю, что Шмидта упрекают в том, что он, наоборот, старается держать дистанцию.
- Вы по-прежнему остаетесь в списках невъездных в страны Евросоюза? В какой степени это отражается на вашей профессиональной деятельности, личных планах?
- Конечно, отражается. Впервые за последние четыре года в этом году я смогу участвовать в профессиональной конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы. Да и только потому, что она будет проходить в Ереване. С 2004 года, став так называемой невъездной, я не участвую в подобных форумах и, естественно, лишена общения с коллегами. А это же рост моего собственного профессионализма, мне даже не дают возможности "исправиться". Для меня это большие неудобства. Да, я к этому приспособилась и смирилась с этим. Но правильно ли это?
- Осенью ЕС вновь вернется к вопросу о визовых ограничениях в отношении белорусских чиновников. Вы рассчитываете на отмену этих санкций?
- Я надеюсь, что ЕС поймет бесперспективность такой политики. Думаю, что процессы, происходящие в мире, прежде всего, мировой кризис, должны показать, что все европейские народы являются одной семьей и не может быть народов-изгоев. Эти ограничения не приносят никому ничего позитивного, они приносят неудобства самой Европе. Надеюсь, в ЕС придут к осознанию того, что все эти санкции - уровень если не средневековья, то времен «железного занавеса». Думаю, в Европе откажутся от таких диких мер.
Как ранее писал сайт www.charter97.org , Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в докладе по итогам «парламентских выборов», прошедших в Беларуси осенью 2008 года, заявило, что «выборы» не соответствовали стандартам ОБСЕ.
В ходе «парламентских выборов» ни один из представителей оппозиции в новый состав «палаты представителей» не прошел.
В частности, считают представители БДИПЧ ОБСЕ, избирательное законодательство Беларуси не дает возможности для «подлинной политической конкуренции и равного отношения к кандидатам со стороны властей».
Как подчеркивают эксперты, белорусское законодательство по-прежнему «препятствует проведению выборов» в соответствии с демократическими стандартами.
Эксперты отмечают, что Избирательный кодекс Беларуси «не обеспечивает прозрачного механизма сохранности урн с бюллетенями после начала досрочного голосования, а также механизма защиты самого бюллетеня».
По мнению экспертов миссии, все это «создает возможности для фальсификаций».
Все избирательные кампании, которые прошли в Беларуси при режиме Александра Лукашенко, были признаны международным сообществом несвободными и несправедливыми. Главе Центризбиркома Беларуси Лидии Ермошиной за фальсификацию итогов выборов запрещен въезд в страны Евросоюза и США.