В сентябре население Беларуси избавлялось от рублевых активов и наращивала активы инвалютные. Но общая сумма совокупных активов практически не изменилась, увеличившись исключительно в рублевом эквиваленте за счет роста курсов иностранных валют в этом месяце.
Сокращению подверглись все рублевые составляющие денежной массы, принадлежащей физическим лицам. И напротив, увеличились все ее инвалютные компоненты.
Рис.1. Изменение финансовых активов населения по компонентам за сентябрь, +/-%
Увеличение суммы BYR-эквивалента банковских инвалютных активов населения (BYR+2,159 трлн) превысило сокращение рублевых активов населения (BYR-1,035 трлн) на BYR 1,124 трлн. Причем 29% прироста BYR-эквивалента инвалютных активов произошло за счет ослабления белорусского рубля и 71% - непосредственно увеличением объемов инвалютных активов.
Рис.2. Изменение финансовых активов населения по компонентам в рублевом эквиваленте, +/- BYR млрд
В долларовом же исчислении финансовых активов населения, превышение величины прироста объема инвалютной их части ($+169 млн) над величиной снижения $-эквивалента национальной части ($-167 млн) составило всего лишь $2 млн. Здесь снижение объема рублевых активов населения на 31% обусловлено ростом курса доллара и 69% - физическим уменьшением.
Рис.3. Изменение финансовых активов населения по компонентам в долларовом эквиваленте, +/- $ млн
Сокращение объема срочных рублевых депозитов физических лиц в сентябре относительно небольшое (-0,5%). Однако если принять во внимание тот факт, что капитализация начисляемых премий за депонирование денежных средств на банковских счетах увеличивает, в итоге, само тело депозита, то вынос срочных рублевых вкладов в сентябре можно оценить, учитывая средние процентные ставки по таким депозитам (в сентябре, по данным Национального Банка Беларуси, по действующим договорам - 34,9% годовых, а новых депозитов – 40,4% годовых), в 3,4-3,7%. То же – и с переводными рублевыми депозитами: к учтенным статистикой 3,7%-ному снижению следует прибавить не менее 0,5 процентных пункта средних по стране месячных процентных начислений.
Таким образом, указанное выше итоговое снижение суммы рублевых активов на 1,035 трлн рублей фактически состоит из 0,8-0,9-триллионного процентного приращения белорусских рублей на депозитах и около 2-хтриллионной суммы избавления от национальной валюты. Долларовый эквивалент последней - $220 млн. Всего же чистый спрос на инвалюту со стороны населения в сентябре - $332 млн (более $110 млн, получается, конвертация новых доходов граждан). Прирост же инвалютных вкладов за сентябрь – 169 млн, в том числе за счет капитализации начисленных процентов с общей суммы инвалютных депозитов - $33-35 млн. Остальное – порядка $135 млн - физическое пополнение инвалютных депозитных счетов.
То есть, только 40% от суммы конвертированной в иностранную валюту части рублевой денежной массы населения и его новых доходов пополнила банковские пассивы, теперь уже в виде инвалютных депозитов физических лиц, а остальная, около $200 млн, частично хранится в наличном виде дома, а частично – вывезена за границу за потребительским импортом.
Тем не менее, пока только июль текущего года остается месяцем итоговых потерь учитываемых (без наличной иностранной валюты на руках граждан) финансовых активов населения за 23-месячный посткризисный период.
Рис.4. Помесячное изменение финансовых активов населения в BYR-экв., +/-% за месяц
Рис.5. Помесячное изменение финансовых активов населения в $-экв., +/-% за месяц
За посткризисный период (с 1 ноября 2011-го по отчетный месяц) сумма рублевых активов физических лиц в Беларуси выросла в 2,49 раз (в $-экв. – в 2,33 раз), а инвалютных – в 1,84 раз (в BYR-экв. –в 1,96 раз). Доля последних на начало этого периода была 63,5%, сейчас – 57,8%. Минимальное долевое значение иностранной части зафиксировано летом 2006 года – 22,4%, осенью 2008 года – 25,4%. Девальвация рубля начала 2009 года резко изменила соотношение.
Размер финансовых активов населения Беларуси как суммы всех видов депозитов физических лиц и наличной национальной валюты (включая кассы) на 1 октября эквивалентна $12,276 млрд. На душу населения это - $1297 (цифра не изменилась с прошлого месяца), в т.ч. на всех депозитах физических лиц – 1141 $/чел. (месяц назад было 1133 $/чел.), в наличных рублях – 156 $/чел. (на конец августа – 164 $/чел.).
Рис.6. Объем финансовых активов физических лиц Беларуси (сумма объемов рублевой наличности (вкл. кассы) и всех видов депозитов), на душу населения, помесячно, $-экв./чел.
Такой же метод подсчета валовых финансовых активов населения (активы в национальной валюте в виде наличных денег и всех видов депозитов плюс инвалютные депозиты) по другим странам дает следующие результаты.
Рис.7. Финансовые активы населения некоторых стран, на душу населения, $/чел.
Видно, что количество сбережений на душу населения у белорусов больше, чем у армян, грузин и молдаван, но меньше, чем у украинцев, казахов и поляков (причем разница с последними – в несколько раз). Понятно, что кроме учитываемых активов существуют также активы населения в ценных бумагах и в наличной иностранной валюте. Но вряд ли это изменит перестановку в рейтинге: уровень депонирования собственных сбережений белорусов в банках выше, а доля «серой» экономики - ниже. Кроме того, в указанных странах различный размер обязательств населения перед банками (кредиты), что может изменить соотношение чистых финансовых активов.
Объем иностранных активов у населения (без сбережений в наличной иностранной валюте, то есть исключительно в виде инвалютных депозитов) перевалил в сентября за 7-миллиардную отметку и составил на 1 октября $7,096 млрд, обновив исторический максимум. Это сумма инвалютных обязательств банков перед населением. Финансовых активов в национальной валюте на ту же дату стало эквивалентно $5,180 млрд (абсолютный максимум был в октябре 2008 года – экв. $6,232млрд).
Рис.8. Объем финансовых активов населения в национальной и иностранной валютах, $млрд
В сентябре незначительно снизилась доля «горячих денег» - наличности и средств на переводных депозитах, и немного увеличилась доля депонированных населением собственных денежных средств на срочных вкладах. Первых стало на $ 126 млн меньше, вторых – на $ 128 млн больше.
Рис.9. Доля срочных депозитов и «горячих денег» в активах населения
Доля активов населения в денежной массе М3 уменьшилась с 61,0% в конце августа до 60,8% в конце сентября. При этом доля активов населения в иностранной части денежной массы - 61,7% - обновила исторический максимум. А в национальной части, в М2, начавшееся в конце 2008-го года и продолжавшегося до конца 2011-го, снижение доли средств населения, чутко реагирующего на изменение финансово-экономических условий, оказалось настолько значительным, что до сих пор, несмотря на резкий рост за последний год, прежние значения не восстановились, составив 59,5% (уровень осени 2010 года).
Для сравнения, доля средств населения в общей денежной массе М3 в Армении – 61,2%, в Грузии – 72,2%, в Молдове – 78,3%, в Казахстане – 47,6%, в Польше – 63,6%, в Украине – 75,6%.
Рис.10. Динамика доли средств населения в М3 Беларуси, помесячно, в %
В ближайшие месяцы сохранение девальвационных ожиданий, при сохранении высоких процентных ставок по рублевым депозитам, будет способствовать продолжению заметного перетока рублевых активов в инвалютные, но лишь частично – в инвалютные депозиты. Значительная часть рублевых активов после конвертации будет выводиться в наличную иностранную валюту, уменьшая чистые иностранные активы банковской системы и ее инвалютную ликвидность.
Увеличение же обязательств банковской системы в иностранной валюте перед населением (инвалютных депозитов), доля которых в общей сумме обязательств перед физическими лицами в Беларуси и так уже самая высокая среди стран СНГ и Восточной Европы, может вызвать у вкладчиков сомнение в способности банковской системы обеспечить их сохранность и возврат, в надежности таких вложений.