Как утверждают СМИ, оперативники КГБ Беларуси накануне встречи Путина и Лукашенко на саммите в Минске попытались задержать в Москве одного из бывших топ-менеджеров «Белорусской калийной компании», объявленных Генпрокуратурой в розыск по делу «Уралкалия». Однако задержать бывшего финансиста БКК Игоря Евстратова белорусские спецслужбисты не смогли. Зато из-за самоуправства КГБ в России разразился скандал, который еще далек от окончания.
В пятницу, 25 октября, информагентства сообщили, что президенты России и Беларуси обсудили накануне поздно вечером в Минске ситуацию вокруг «Уралкалия». Об этом рассказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко состоялась после заседания Высшего евразийского экономического совета.
Напомню, что Лукашенко на недавней пресс-конференции для российских журналистов заявил: Беларусь готова передать Баумгертнера России только в том случае, если владельцы «Уралкалия» компенсируют ущерб, нанесенный республике в результате калийного конфликта в размере $1,5-2 млрд.
Судя по всему, эту проблему никак не удалось «разрулить» в ходе личной ночной встречи Лукашенко и Путина. По крайней мере, на вопрос, можно ли ожидать каких-либо действий с белорусской стороны по данному вопросу после встречи глав двух государств, Дмитрий Песков ответил: «Мы больше комментариев по этому вопросу не даем. В данном случае вряд ли стоит ожидать на фоне ведущихся следственных действий от лидеров каких-то прорывов и какого-то кардинального изменения».
Судя по всему, договориться президентам не удалось из-за инцидента, который произошел на минувшей неделе в Москве (точная дата неизвестна). Как сообщило 25 октября информагентство «Прайм», оперативники белорусского КГБ попытались задержать в Москве бывшего топ-менеджера (главного финансиста) ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК) Игоря Евстратова. В конце августа он вместе с другими руководителями БКК был объявлен генпрокуратурой Беларуси в розыск за злоупотребление властью и служебными полномочиями в рамках конфликта между «Беларуськалием» и «Уралкалием».
Подробности инцидента со слов источника, близкого к «Уралкалию», огласил новостной сайт «Белорусский Партизан». По его информации, в Москве при посадке на поезд в Санкт-Петербург к Евстратову подошли четыре человека в гражданской одежде, один из них предъявил удостоверение сотрудника КГБ Беларуси. Удостоверившись в том, что перед ними именно тот человек, которого они искали, оперативники под угрозой насилия сняли Евстратова с поезда и попытались вывести с территории Ленинградского вокзала. Однако задержанный начал громко возмущаться, кричать, и на его возгласы подоспели сотрудники российской полиции.
В свою очередь, «Интерфакс» со ссылкой на источник в российских правоохранительных органах уточняет: «Предприниматель направлялся в Санкт-Петербург. Когда он сел в поезд, к нему в купе вошли неизвестные и объявили, что он задержан». В результате вся группа была доставлена в отделение полиции, где сотрудники КГБ предъявили ордер на арест Евстратова. Однако этот ордер был оформлен ненадлежащим образом, а сами сотрудники белорусской спецслужбы по определению не имели права совершать оперативные действия на территории России. В результате адвокатам без особого труда удалось вызволить задержанного. Сотрудникам КГБ Беларуси, по информации «Белорусского Партизана», было рекомендовано больше не совершать незаконные действия на территории РФ.
Источник, на который ссылается РИА Новости, назвал произошедшее «попыткой похищения человека на нашей территории спецслужбой дружественного государства».
Впрочем, «Интерфакс», а позднее и российская газета «Коммерсантъ», сообщили, что задержать пытались не Евстратова, а другого фигуранта дела о злоупотреблениях — Дмитрия Самойлова (в БКК Самойлов руководил фрахтовым отделом). Впрочем, и Евстратов, и Самойлов – граждане России, так что сути дела это не меняет.
В пятницу Комитет госбезопасности Беларуси устами начальника пресс-службы Артура Стреха заявил по поводу инцидента с белорусскими спецслужбами в Москве: «Распространенная информация является явной провокацией, мы ее не комментируем». Впрочем, для белорусских журналистов не секрет, что такова обычная практика белорусского КГБ – отрицать даже очевидно произошедшие события, о которых сообщили многие информационные агентства. Иногда даже шутят: «КГБ РБ успешно отрицает не только слежку за сотрудниками Уралкалия, но и факт собственного существования».
Уже в понедельник, 28 октября, «Известия» сообщили, что в Москве служба безопасности (СБ) компании «Уралкалий» взяла под охрану всех сотрудников компании, к которым проявляют оперативный интерес КГБ Беларуси. Как сообщил изданию источник в «Уралкалии», СБ оценивает риск задержания сотрудников компании как высокий, по ее данным, сотрудники КГБ Беларуси установили в Москве круглосуточные посты и слежку сразу за несколькими менеджерами «Уралкалия».
Менеджеры БКК Константин Солодовников, Игорь Евстратов и Дмитрий Самойлов, которые имеют гражданство России и живут в Москве, в последнее время заметили за собой слежку, сообщил «Известиям» другой источник в компании. «Около их домов появились машины, в которых круглосуточно находятся неизвестные мужчины. За самими менеджерами и их автомобилями следует "хвост". Когда СБ "Уралкалия" стала проверять эту ситуацию, то выяснилось, что это посты белорусских спецслужб», – пишет газета.
Между тем, 26 октября минский суд продлил домашний арест гендиректору «Уралкалия» Владиславу Баумгертнеру после того, как истек как двухмесячный срок расследования уголовного дела в отношении него. Также продлен и срок расследования уголовного дела о хищениях в БКК.
Напомню, что по инициативе Минска в розыск по линии Интерпола были объявлены четыре топ-менеджера «Белорусской калийной компании»: член наблюдательного совета БКК, директор по продажам и маркетингу «Уралкалия» Олег Петров, первый заместитель гендиректора БКК Константин Солодовников, заместитель гендиректора по финансам БКК Игорь Евстратов, начальник фрахтового отдела БКК Дмитрий Самойлов. Все они – граждане России.
Белорусская сторона обвиняет топ-менеджеров БКК в том, что они, используя должностные полномочия в БКК и являясь заинтересованными сотрудниками «Уралкалия», в тайне от белорусской стороны «предоставляли незаконные скидки на продукцию отдельным покупателям, перенаправляли зафрахтованные под белорусский калий суда на загрузку продукцией "Уралкалия", разрывали выгодные действующие контракты, обещая партнеру заключить их с "Уралкалием" по более низким ценам».
Следственный комитет Беларуси оценивает ущерб, нанесенный противоправными действиями топ-менеджеров «Уралкалия» «Беларуськалию» и БКК, в $100 млн. Однако Александр Лукашенко в своих многочисленных публичных выступлениях предпочитает оперировать цифрой в $1,5-2 млрд, указывая на инспирированное Сулейманом Керимовым падение мировых цен на хлористый калий, а также на то, что «Уралкалий», выйдя из БКК, фактически уничтожил сбытовую сеть компании, которую белорусскому предприятию теперь нужно создавать фактически с нуля.
«Если все описанное – правда, то это, конечно, возмутительно. На территории другого государства белорусские спецслужбы пытаются похитить иностранного гражданина, – говорит Ольга Карач, глава гражданской кампании «Наш Дом». – Но я хотела бы напомнить, что эта ситуация возникает не в первый раз: случаи похищения белорусских граждан нашим КГБ в России уже имели место. Так, 28 ноября 2010 года в Москве белорусскими спецслужбами был похищен Игорь Олиневич, который в итоге получил восемь лет строгого режима и до сих пор находится в тюрьме как политзаключенный.
В любом случае, это говорит о том, что переговоры Путина и Лукашенко не привели к тому результату, который ожидался Александром Григорьевичем, и я думаю, что сегодня Беларусь всячески провоцирует скандал, большую ссору с Россией с целью все-таки получить некие преференции – например, отмену экспортных пошлин на продукты переработки российской нефти».