В преддверии Belarus Fashion Week «Ежедневник» пообщался с дизайнером одежды Марией Дубининой о проблемах развития модной индустрии и ее перспективах.
– Как проходит подготовка к Belarus Fashion Week? Сколько нужно времени и средств, чтобы создать полноценную коллекцию?
– Сейчас все мое рабочее и личное время посвящено подготовке к показу. Сюда входят разработка моделей, дизайн пригласительных, поиск музыки для дефиле, съемка имиджевого видеоролика, рассылка пригласительных и многое другое.
Для создания полноценной коллекции с количеством выходов около 30 необходимо минимум два месяца. По затратам на саму коллекцию, не считая участия и сопутствующих затрат, ушло около 15 млн рублей.
– Насколько участие в показах помогает продавать?
– Такие показы – это прежде всего имиджевая программа для дизайнера. Она дает право повысить свою ценовую политику, ведь после показа благодаря СМИ о дизайнере узнают все больше и больше людей.
– Какие факторы обусловливают выбор между MSKFW и BFW? Есть же еще вариант показать коллекцию отдельно, например, как сестры Парфенович недавно?
– Моя задача на данный момент состоит в расширении аудитории покупателей и выходе в более высокий ценовой сегмент за максимально короткий срок. BFW уже успела зарекомендовать себя в белорусском обществе, поэтому я готова пожертвовать финансами, но выиграть время и получить нужный мне результат.
– Легко ли дизайнеру заработать в Беларуси?
– В нашей стране очень сложно заработать на дизайне. Заработок можно характеризовать схемой «от зарплаты до зарплаты». Как только появляется прибыль, ее приходится снова вкладывать в дальнейшую работу и продвижение. Нужно постоянно закупать материалы для новых изделий, для следующих коллекций, платить за аренду студии. Кроме того, «невидимая» статья расходов приходится на имиджевую программу. В нее входит упаковка для одежды, полиграфия, рекламные статьи в печатных изданиях, участие в конкурсах и многие другие вещи.
Но в целом все не так плохо. Со временем круг покупателей и их благосостояние увеличиваются, растет известность, а вместе с ней и доход дизайнера.
– Как вообще развивается белорусская мода? Уровень наших дизайнеров растет?
– Мы сейчас подходим к середине пути. Наличие двух недель мод, модные маркеты, сотрудничество швейных предприятий с дизайнерами – все свидетельствует о том, что начальный этап развития модной индустрии в Беларуси завершен. Белорусы, которые ранее приобретали одежду за рубежом, начинают переключаться на белорусскую дизайнерскую одежду.
– В модной сфере нашей страны много проблем. Какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию?
– Прежде всего необходима поддержка мероприятий модной индустрии, такая как проведение многочисленных конкурсов молодых дизайнеров одежды. Необходимы также более приемлемые условия развития малого бизнеса в Беларуси. В частности, актуальной проблемой является сертификация товаров легкой промышленности, привезенных из-за рубежа. Зачастую к импортному текстилю предъявляются более строгие требования, чем к продуктам питания. К тому же сертификация значительно увеличит конечную цену продукта.
Значительно может улучшить ситуацию повышенное внимание к легкой промышленности со стороны государства. В частности, необходимо улучшить качество белорусских тканей и расширить их ассортимент.
– Каковы ваши прогнозы относительно белорусской моды?
– В целом белорусская модная индустрия пока проходит все этапы развития российской (середина 1990-х). И кто хочет предугадать ход событий, тому достаточно просмотреть историю развития наших соседей. Конечно, на дальнейшее развитие будет существенно влиять экономическая ситуация в стране.
Вдобавок, если формирующееся поколение молодых дизайнерских марок не потеряет энтузиазм либо не эмигрирует за рубеж, то нас ожидает результат в виде сильных успешных брендов. Возможно, некоторые из них даже смогут продавать одежду по всему миру.