Октябрьская революция стала предвестником кардинальных перемен в облике Минска. За несколько десятилетий с невзрачного провинциального городка, коим он был еще сто лет назад, Минск превратился в крупный мегаполис с имперским лицом.
Минск стал столицей лишь в ХХ веке. Он был объявлен главным городом Белорусской Народной Республики, просуществовавшей на карте Европы лишь несколько месяцев 1918 года. Деятели БНР сделали Минск столицей почти на целый год раньше большевиков (первой столицей БССР был Смоленск, затем Вильня). До этого Минск был маленьким провинциальным городком Российской империи, а в более отдаленные времена – Речи Посполитой, Великой Литвы и Полоцкого княжества.
Жизнь здесь закипела лишь в 1920-30-е годы. Молодая, но амбициозная советская страна грезила стать самой могущественной в мире. Влияние государства, как показывает история, проявлялось не только в силе армии, но и в величии архитектуры. Минск стал застраиваться огромными монументальными зданиями, каждое из которых должно было напоминать прохожим, что здесь происходит становление новой империи.
Главным творцом нового Минска стал один из ведущих зодчих Европы ХХ века – выходец из еврейской семьи ныне польского города Бельска-Подляшского Иосиф Гиршевич Лангбард. Его влияние на развитие современной мировой архитектуры признано повсеместно. До сегодняшнего дня его работы – Дом правительства, Дом офицеров, Большой театр оперы и балета, Академия наук – являются визитными карточками Минска.
Тем не менее, в межвоенный период строительство новых зданий носило точечный характер. Минск за пределами центра оставался деревянным. Новая страница в истории архитектуры города была открыта уже после окончания Второй мировой войны. Минск был практически полностью разрушен взаимными немецко-советскими бомбардировками, что позволило архитекторам воплотить в жизнь самые смелые идеи.
Минск – уникальный город, только лишь здесь архитектруный ансамбль т.н. сталинского ампира предстает огромным и, главное, цельным, комплексом – городом в городе. Белорусский писатель Артур Клинов уже 10 лет пропагандирует концепцию Города Солнца, выпустил книгу "Малый путеводитель по Городу Солнца", которая уже издана в Беларуси, Польше, Германии, Швеции и России. Ее основная идея в том, что мы обладаем условно пирамидой, которая может привлечь к нам миллионы туристов, нужно лишь сохранить ее и рассказать о ней.
Действительно, мало кто из минчан задумывается об уникальности послевоенной застройки города. Кто-то иронично заметит, что она ни в какое сравнение не идет с киевской или московской. Да, в ряде городов СССР существуют действительно величественные архитектурные памятники конца 1940-х – начала 50-х, которых и близко нет в Минске. Но нигде они не составляют единого цельного ансамбля.
Послевоенный Минск примерил на себя имперский лоск. Редкие западные туристы, которые попадают к нам, удивляются схожести Минска со многими другими столицами Европы – Берлином, Веной, Римом. Наша архитектура имеет один общий корень – Античный мир. Минск за несколько лет превратился в крупный город с европейским лицом. Величественные дворцы с колоннами, статуями, лепниной стали украшать многие центральные минские улицы. И наш город мог бы стать в один ряд с самыми красивыми городами Европы, если бы руководство советской страны не приняло свой чудной указ о борьбе с архитектурными излишествами. Многие проекты были упрощены и та застройка, которую мы видим на проспекте Независимости и на других улицах Города Солнца оказывается могла быть еще более величественной.
К сожалению, у нас не доходят руки не то чтобы прорекламировать свой уникальный архитектурный ансамбль. Мы сами не можем признать его ценность. За последние годы он сильно пострадал: его портят не только рекламные плакаты, но и современные здания, которые не вписываются в окружающую планировку.
Казалось бы, не хватает самой малости – признать уникальность послевоенной застройки центра Минска, включить ее в охраняемую зону-заповедник, исключить возможность несоответствующей планировке современной застройки, создать соответствующую инфраструктуру и провести рекламную кампанию. Но просходит обратное – ценнейший архитектурный ансамбль европейского уровня уродуется на глазах.
Что имеем – не храним, а потерявши – плачем...
Рекомендуемый маршрут: