Насильственно призванный в армию молодежный активист впервые за два месяца получил увольнительное.
Франак Вячорка два месяца не мог выйти за пределы военной части, сообщает «Радыё Свабода». Он был наказан за то, что отдавал команды на белорусском языке. Как только лидер «Моладзі БНФ» получил увольнительное, он рассказал о своей службе в армии.
«Благодаря общественным организациям, а также средствам массовой информации, которые рассказали о моем наказании и запрете пользоваться белорусским языком, проблема решилась, -- рассказывает Франак Вячорка. – Делом занялась военная прокуратура, приезжали подполковники из главной комендатуры, они, видимо, «ввалили» нашему начальству, и вопрос был урегулирован».
Представитель прокуратуры сообщил молодежному активисту, что будет ходатайствовать, чтобы в части сделали перевод устава, команд и военных терминов на белорусский язык.
Франак Вячорка заявляет, что за полгода службы он получил представление о белорусской армии.
«Мне этих полгода достаточно, чтобы представить, как работает военная система, -- заявляет молодежный активист. -- А работает она именно на страхе, на страхе наказания, на тотальном контроле. В армии не найдется и пяти минут в день, чтобы ты остался без присмотра. За тобой наблюдают и когда ты спишь, и когда выходишь на улицу. Армия борется с проявлениями личности. Ты человек зависимый, и твоя задача – не думать, а выполнять приказы».
Напомним, что в начале августа стало известно, что командование воинской части в Мозыре вынесло дисциплинарное взыскание насильственно призванному в армию Франаку Вячорке.
Активист был наказан за использование команды, отданной на белорусском языке – «Зважай!» вместо русскоязычного «Смирно!».
Инициатива наказания принадлежит психологу части, старшему лейтенанту Денису Казаку. Ответственность за наказание несет заместитель командира батальона по идеологии майор Владимир Игнатик.
В январе 2009 года были насильственно призваны в армию лидер «Моладзі БНФ» Франак Вячорка, а также активисты «Маладога Фронта» Иван Шило и Змитер Федорук. Молодежных активистов направили в армию, несмотря на медицинские показания, закованных в наручники, и даже без удостоверений личности призывников.