Разгон высокопоставленных чиновников с выговорами и снятием их с должностей, произошедший в результате посещения Александром Лукашенко ОАО "Борисовдрев", породил вопросы: "что это было?" и "что с ними будет?"
Напомним, год назад Лукашенко поручил к 7 ноября 2013 года завершить все работы по модернизации завода. Находясь в Борисове 8 ноября, Лукашенко не пошел по подготовленному маршруту, а направился в цеха и на производственную территорию, обнаружив там "крайнюю степень бесхозяйственности". В результате прозвучало много распоряжений возбудить уголовные дела и обещаний "посадить". Со своих должностей слетели губернатор Минской области Борис Батура, замглавы Администрации президента Андрей Тур, председатель концерна "Беллесбумпром" Александр Переславцев, гендиректор ОАО "Строительный трест №21" Николай Бусалов и директора КУП "Институт "Борисовпроект" Александр Мисиюк. Ряду высокопосталенных чиновников объявлены строгие выговоры.
В этой связи "Ежедневник" попросил руководителя Аналитического центра "Стратегия" Леонида Заико дать свою версию ответа на вопрос: "Что это было?"
- Это было свидетельство того, что мы в тупике. Закончились смены премьеров, выборы, борьба с оппозицией, власти шли и наткнулись на стену. И что делать, признаться, что мы 20 лет шли не туда? Я не думаю, что это был какой-то гневный срыв. Это просто признание безысходности. А в таких ситуациях у белорусского президента абсолютно четкое политическое чутье, что надо кого-то представить в качестве козлов отпущения. Или туров. И в этой ситуации Лукашенко все сделал правильно. Он всем показал, что неприкасаемых у него нет ни в администрации, ни в правительстве. Хотя в целом произошедшее – это проявление депрессивного состояния экономики, общества и умов во власти.
- А насколько действительно виноваты чиновники?
- Конечно, виноваты. Мало кто знает, но ведь Андрею Туру, как экономисту, Лукашенко говорил, что с его приходом в администрацию предполагалось обновить экономическую политику. И что обновилось? Кроме того, видимо, сработала негативная реакция на другую проблему. Ранее у Тура спрашивали, нужен ли нам калийный союз с россиянами и он не смог предостеречь от возникшей ситуации. Поэтому, возможно, здесь сработало внутреннее недовольство. Андрей Николаевич Тур должен был стать фильтром, который бы отсеивал такие номенклатурные сделки.
- Вы считаете, что один человек мог реально изменить административно-хозяйственную систему?
- А что тут нереального, когда Лукашенко, выступая перед российскими журналистами, повторяет чуть ли не слово в слово части из того, что мне приходилось писать или говорить в интервью. Я очень доволен, что белорусский президент услышал хотя бы меня. Я писал: прекратите эту "керимизацию" калия. Кто мог подумать, что этот дагестанский мальчик – Сулейман Керимов - получит в Беларуси такой отпор. Все реально. Приди и скажи: Александр Григорьевич, - и кулаком по столу, - нас обманывают! Тот же губернатор тоже может прийти и сказать: Александр Григорьевич, прекращаем эту модернизацию, все воруют, расстреляйте меня... Кстати, губернаторы у нас носят звание генералов. А зачем генералам пистолет дают, если они с пистолетами не воюют. Нас учили, что для одного лишь случая в жизни.
- На ваш взгляд, изменение маршрута президента для выявления очковтирательства – это спланированная акция?
- Конечно, и Машеров так делал, и Сталин, и Хрущев. Ну все делали, кроме Ленина, которому было не до этого. И не мог не знать Лукашенко, что будет иначе, когда кругом такая бесхозяйственность вследствие государственной собственности, вследствие несменяемости директоров, вследствие их распущенности. Что ж тут еще гадать. По-другому не будет.
- Так ведь нужно всегда так делать…
- Так и полагается. Так и надо делать. Ельцин Лукашенко подарил вертолет. Чтобы тот пролетел, посмотрел – свалка. Спустился, раздал подзатыльники, полетел дальше.
- На ваш взгляд будут наказаны реальные виновники ситуации с "Борисовдревом" или, как обычно, найдут стрелочников?
- Всех чиновников, все правительство надо отправлять в отставку. Тем более, молодые вокруг, желающие работать есть и в правительстве, и в администрации. Нужно обновление, конечно.
- Как думаете, что будет с отправленными в отставку чиновниками?
- У пенсионеров одно будущее.
- Вы считаете, они на пенсию пойдут, а не на другие руководящие посты?
- После такого унижения я не вижу смысла. Если у них совсем потеряно чувство человеческого достоинства, тогда они будут еще куда-то щемиться. Но я не думаю, что это произойдет.