В минувшую пятницу Лукашенко устроил публичную экзекуцию высшим должностным лицам страны. Формальным поводом стала так и не свершившаяся модернизация фабрики «Борисовдрев». Причем «досталось на орехи» прежде всего многолетним соратникам президента – одни были уволены, других начальник страны пообещал отправить в тюрьму. Но что на самом деле кроется за разгромом «старой гвардии»?
…Щепки летят
Утром в пятницу Александр Лукашенко отправился инспектировать деревообрабатывающую фабрику «Борисовдрев». Эта инспекция была символичной – как раз год назад Лукашенко побывал на этом предприятии, заявил, что вся деревообрабатывающая отрасль страны находится в кризисе и не модернизируется, привычно пригрозил пересажать чиновников и директоров, а затем приказал завершить модернизацию к 1 ноября 2013 года. Иначе говоря, президент приказал «сделать конфетку» из белорусской деревообработки глубоко ее модернизировав. Был даже принят специальный указ «о крепостном праве», запретивший работникам деревообрабатывающих предприятий увольняться под страхом уголовного преследования.
Замечу, что к тому времени модернизация велась уже четыре года. «Борисовдрев» получил огромные кредиты под гарантии правительства, но ни одно из четырех направлений, по которым делались инвестиции, не было завершено.
Проводившаяся «именем революции» модернизация деревообработки должна была стать образцом – эталонной моделью, по которой в дальнейшем предстояло модернизировать другие отрасли белорусской промышленности. Но, как теперь выяснилось, никакой модернизации даже на «показательном» «Борисовдреве» не произошло, и это вызвало у Лукашенко вспышку праведного гнева, который он добросовестно изобразил перед телекамерами.
В вечерних новостях подробно показали, как во время посещения предприятия президент изменил запланированный маршрут и обошел всю территорию завода, посетовав, что за целый год на заводе и на прилегающих к нему территориях не был наведен должный порядок. «Вы хотите, чтобы я прошел здесь везде? Это не проблема для меня, но вы в этой грязи можете остаться вместе с Семашко и губернатором», – заявил Лукашенко.
Кадровые решения последовали незамедлительно. Прямо во дворе «Борисовдрева» президент отправил в отставку замглавы своей администрации Андрея Тура (он отвечал за экономический блок), а главе администрации Андрею Кобякову был объявлен строгий выговор с последним предупреждением.
«Администрация президента: приехали сюда, как наблюдатели. Поэтому проект указа об освобождении Тура от занимаемой должности. По Кобякову – строгий выговор с последним предупреждением», – заявил Лукашенко, подводя итоги своего посещения ОАО «Борисовдрев».
Тут же был отстранен от должности и губернатор Минской области Борис Батура – его направили руководителем в так и не модернизировавшееся ОАО «Борисовдрев». «Сейчас надену наручники и пойдете в камеру. Мы договаривались, что здесь будет наведен порядок. … Батуру отстранить от занимаемой должности и направить сюда руководителем. Если через три дня не выйдет на работу, возбудить по нему уголовное дело, – раздраженно выговаривал Лукашенко. (Сам Батура стоял рядом, понурив седую голову.) – Министра и его помощников освободить от занимаемой должности и отправить сюда, на завод, помощником Батуры. Всем – подписку о невыезде. Если будут малейшие подозрения – немедленно возбуждайте уголовное дело!». Под «министром» президент имел в виду председателя госконцерна «Беллесбумпром» Александра Переславцева – именно в его ведении находится вся белорусская деревообработка.
После этого Лукашенко поручил до 10 декабря подготовить совещание по вопросам реализации инвестиционных проектов на деревообрабатывающих предприятиях страны. Обращаясь к председателю Комитета госконтроля Александру Якобсону, Лукашенко сказал: «Ты создаешь комиссию, смотришь планы модернизации, смотришь поглубже, что там происходит. … И каждое предприятие пройти, все, что в государственной программе модернизации деревообрабатывающей промышленности, проанализировать».
По поводу гендиректора стройтреста №21 Николая Бусалова, руководившего строительными работами на «Борисовдреве», Лукашенко распорядился следующим образом: «Подписку о невыезде, освободить сегодня же от занимаемой должности. Дернется за пределы Борисова – посадить. Возбудить уголовное дело по материалам КГК и принять к расследованию. Разберитесь с санслужбой. Нет – туда же, в камеру его за то, что не следит за порядком. По руководителю проектной организации то же самое, что я сказал по руководителю строительной: подписка о невыезде, возбуждаете уголовное дело. Если у вас будут малейшие подозрения по председателю концерна, по Батуре, по Семашко – немедленно включайте их в уголовное дело».
Глава Беларуси также потребовал от министра строительства и архитектуры Анатолия Черного «начинать работать»: «Тебя спасает только то, что ты три дня без году неделя работаешь. Наводи железный порядок. Ты знаешь, что делать здесь. Мы тут угробили миллионы долларов».
В тот же день появился президентский указ №502, утвердивший увольнение Тура, Батуры и Переславцева, а также строгие выговоры Кобякову, Якобсону и председателю Борисовского райисполкома Владимиру Мирановичу. Но самым впечатляющим в нем оказался пятый пункт: «Администрации Президента … внести предложения о соответствии занимаемой должности Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко».
Предвыборная ротация?
Хотя внешне все описанное выглядит как наказание нерадивых чиновников, проваливших президентское поручение, в пятничном шоу от Лукашенко просматривается намного более глубокий смысл. Впереди у Беларуси – два года выборов: в местные органы власти в 2014-м и президента 2015-м. Вполне вероятно, что бессменный президент Беларуси в преддверии долгого избирательного сезона обновляет команду, избавляясь от тех своих соратников, которые в глазах белорусов ассоциируются с провалом экономической и социальной политики.
В пользу версии об обновлении команды говорит и то, что неделю назад, 2 ноября, Лукашенко освободил генерал-полковника Леонида Мальцева от должности Государственного секретаря Совета безопасности и отправил его руководить Пограничным комитетом. Эта кадровая рокировка (произошедшая, кстати, в субботу) говорит о том, что новые лица появятся не только в экономическом блоке верхушки белорусской власти, но и в силовом.
Мнения экспертов
«Увольнения продемонстрировали кадровый голод системы власти Лукашенко и неготовность его команды к эффективным управленческим решениям. Почему провалилась модернизация деревообрабатывающей отрасли? Потому что любые модернизации могут быть успешны только когда управленцы принимают решения и берут на себя ответственность за них. Чиновники в Беларуси по умолчанию не могут быть такими людьми, потому что первое, что сделал Александр Григорьевич, придя к власти, это отучил чиновников брать на себя ответственность за принятие решений и их реализацию, – уверена глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. – Поэтому можно менять Батуру на Тура, Тура на Семашко, а потом на Кобякова – результат будет такой же, а деревообработка будет находится там же, где и находилась год назад – в глубоком убытке. По сути, прездент вырастил несколько поколений чиновников, которые ожидают от него, что он будет добывать для них некие блага и выдавать их в зависимости от лояльности и близости к нему. Теперь такая схема распределения госресурсов начинает давать сбои, и лихорадочные увольнения-перемещения чиновников показывают: Лукашенко начинает понимать, что он не сможет "тянуть" им же созданную систему долго, что нужны другие решения».
«Разнос, который устроил Лукашенко на «Борисовдреве», вполне закономерен. За год чиновники, несмотря на строжайшие указания, так ничего и не сделали; проблемы как были, так и остались, – говорит эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. – Начало создаваться впечатление, что белорусская номенклатура не боится президента. Поручения Лукашенко повсеместно не выполняются – провалили инвестпрограммы по деревообработке, сорвано открытие станции метро Малиновка, ледового дворца в Чижовке, стадиона БАТЭ, также не выполнили. Потому, вероятно, президент пришел к мысли, что простой ротацией кадров не обойтись, а нужно обновление и омоложение всей президентской команды. Думаю, в ближайшее время мы увидим новые лица на высших государственных постах».
А глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук в соцсети Facebook рассуждает о персоне отправленного в отставку Андрея Тура: «Андрей Тур служил заместителем министра экономики более 16 лет. Андрей Николаевич занимал должность заместителя главы администрации президента без трех дней два года. Доктор экономических наук, профессор. В 1990-х слыл рыночником, даже либералом. Ушел из нархоза, чтобы восстанавливать белорусскую плановую экономику. Чтобы придавать научность ручному управлению ресурсами. Молодому президенту нужно было профессорское окружение. Оно придавало ему уверенность. Мол, прав я, разворачивая экономику обратно к совку.
Андрей Тур на пару с другим профессором нархоза Владимиром Шимовым поддакивал Лукашенко в его неприятии рыночной экономики, частной собственности и свободной торговли. Профессура создала лженаучную основу убеждения главы страны, что белорусы не готовы к рынку, что рынок антисоциален и служит только богатым.
Андрей Тур пережил многих премьеров и министров. Его выставляли, как говорящую голову там, где нужно было украсить безобразное, починить разбитое и задавить хрупкое. Для вертикали он был профессором без упрека. Иногда злоупотреблял, но это для поддержки баланса и оптимального состояния ума и души».
P. S.
Ровно накануне президентского визита – 7 ноября – белорусское телевидение со всей мочи расхваливало деревообрабатывающие предприятия Беларуси, и особенно – «Борисовдрев».
«Работа не просто движется – кипит, рабочие не иначе как перфекционисты. Сегодняшний «Борисовдрев» не узнать. С появлением нового производства поменялось многое: оборудование, условия труда. Но главное – подход к качеству выпускаемого продукта. Оно исключительно высокое, – привычно изображал радость и воодушевление государственный журналист. – Сейчас в стране более 10 крупных проектов по модернизации деревообрабатывающих производств. По расчетам экономистов, через три года выпуск продукции концерна «Беллесбумпром» вырастет в три с половиной раза, экспорт в пять раз. Задача выполнимая, если сроки модернизации не переносить. «Борисовдрев» с ней справится, похоже, одним из первых».