Постоянные смены решений правителя о продаже госактивов можно объяснить раздвоением личности.
Таким образом экономист Лев Марголин прокомментировал сайту charter97.org очередное нежелание Лукашенко начинать приватизацию крупных предприятий.
«Психиатры называют это раздвоением личности. С одной стороны он говорит, что готов продать все, что можно, и что сегодня очень большой спрос на белорусские предприятия и активы. А с другой стороны говорит, мол, я ничего не продам, потому что они желают купить все за несколько копеек. И это главное препятствие, которое стоит на пути приватизации последние 20 лет. То появляется такое желание продать, и тогда Государственный комитет по имуществу составляет списки, как-то утверждает процедуры и технологии. Но потом Лукашенко понимает, что если он останется без собственности, а он рассматривает это как свою собственность, то он останется без власти. И тогда дается обратный ход. Я думаю, что и в этом году, и в следующем это не будет исключением. Будет продолжаться такая политика: шаг вперед, два шага назад», - уверен эксперт.
Экономист считает, что цена, за которую правитель готов продать «Беларуськалий», определена не объективно.
«Про цену «Беларуськалия» говорить очень сложно, потому что цены определяются тогда, когда есть рыночная основа. У нас такого рынка свободных производственных активов нет. Поэтому цены на наши активы можно определять только путем экспертной оценки в сравнении с аналогичными активами в мире. Насколько я знаю, такой экспертной оценки и независимой экспертизы никто не делал, и поэтому говорить сегодня о том, какая цена на «Беларуськалий», очень тяжело. Но, конечно, не 32 миллиарда долларов, потому что даже в сравнении с «Уралкалием» и другими предприятиями этой отрасли видно, что это цена взята с неба. А вообще, экспертная оценка нужна. Я думаю, что где-то в раза два эта цена завышена, хотя стоит также отметить, что «Беларуськалий» - это последнее, что нужно продавать в нашей стране», - добавил Лев Марголин.
Эксперт убежден, что вряд ли кто-либо из иностранных инвесторов купит данное предприятие даже если будет располагать достаточной суммой.
«Если будут очень выгодные условия, тогда люди готовы рисковать и даже рисковать своей свободой. Но, во-первых, нет таких супервыгодных условий. И, во-вторых, пример Баумгертнера стал холодным душем для многих, кто тешил надежды заработать на приобретении белорусских активов», - подытожил Лев Марголин.
«Сейчас спрос на белорусские предприятия огромный. Россия хотела бы что-то купить, как будто своего нет. А почему? Потому что мы не разрушили их, а некоторые превратили в цветущие предприятия, как тот же «Беларуськалий», - заявил вчера белорусский диктатор, общаясь с работниками ОАО «Керамин».
Касаясь ситуации с приватизацией «Беларуськалия», правитель отметил: «Походили-походили и говорят «хотим». Я говорю: 32 млрд долларов платите, покупайте хоть целое предприятие, хоть часть. Говорят – дорого. Я говорю – до свидания», - сказал правитель. «Попробовали другим путем. Не получилось», - констатировал Лукашенко.