Инновации и высокие технологии плохо пробивают себе дорогу в Беларуси, так как белорусский бизнес боится рисковать и надеется всю жизнь просидеть в киосках.
Промышленный сектор для Беларуси был всегда предметом гордости. Однако последнее время он съедает все больше и больше ресурсов, а его отдача растет все медленнее и медленнее. Эксперты давно сошлись во мнении, что в современном мире потенциал для роста экономики содержится в первую очередь в развитии инноваций и информационных технологий.
Беларусь прислушивается к их мнению, провозглашает инновативное развитие. Однако на деле боится отказаться от поддержки «старой доброй» промышленности в пользу ИТ.
Чтобы разобраться, почему Беларусь так и не совершила технологический рывок, Ассоциация европейского бизнеса пригласила на круглый стол экспертов из тех стран, которым удалось построить новую экономику на базе технологий.
Высокие технологии, чтобы выжить
Эстония – это пример для всего постсоветского пространства, как благодаря технологиям и инновационному развитию можно вырваться вперед за несколько лет и по уровню жизни догнать западноевропейские страны.
Во время обретения независимости в 90-е годы стартовые позиции Эстонии были хуже, чем у Беларуси, рассказал Дмитрий Бурнашев, эстонский предприниматель и эксперт в области поддержки стартапов.
“Здесь не было промышленности, не было ресурсов. Люди находились под огромным идеологическим прессингом. Нам все говорили, что страна не выживет. Это было последнее место на земле, где можно жить”.
Вместе с тем для эстонцев факт сохранения своей культуры несмотря на власть датчан, шведов, немцев, русских и обретения независимости был предметом огромной национальной гордости.
“Было удивительное по силе желание вопреки всему жить самостоятельно”, - говорит Дмитрий Бурнашев.
Совершенно случайно на тот же период пришелся расцвет ИТ-технологий в мире. Это был шанс для многих молодых людей в Эстонии. Ведь ИТ, особенно на первых порах, – это рынок с низким барьером входа.”Что-то понимаешь, что-то умеешь – и тебе открыта дорога”. Первоначально молодежь занималась этим как модным хобби, и первые проекты были некоммерческие.
Со временем ИТ-разработки начали завоевывать успех. Первым продуктом, который выстрелил на весь мир, стал Skype.
“Тогда пришла вторая волна вдохновения. Все поверили, что мы все-таки можем. Прошла пора увлеченнности, и началась пора зарабатывания денег”, - вспоминает эстонский бизнесмен.
Теперь инновации и технологии – часть государственной идеологии Эстонии. Даже нынешний президент Эстонии, который по-английски говорит лучше, чем по-русски (он родился в Америке), в прошлом увлекался программированием. В каждом своем выступлении, которое относительно свободно по форме, он всегда приводит в пример истории из сферы ИТ.
Сегодня правительство Эстонии поддерживает инновации и стартапы. Правда теперь, когда у ИТ-компаний сформировался собственный капитал и в стране выросло много венчурных фондов, поддержка государства носит скорее идейный характер.
“Госпрограммы повышения инновационной грамотности и повышения предпринимательской активности - это в большей степени пиар. Здесь нет конкретных получателей денег. Программы направлены на то, чтобы сформировать культуру, воспитать людей в духе того, что делать что-то новое для улучшения жизни – это правильно”, - говорит Дмитрий Бурнашев.
Инновации – это всегда риск
Однако в большинстве технологически развитых стран идейной поддержке предшествовло активное финансирование пусть и рискованной, но многообещающей инновационной отрасли, отметили эксперты круглого стола.
Например, Канада когда-то поставила себе целью превратиться из страны ресурсной в страну технологичную. Правительство начало несколько рисковых программ, по которым на стартапы направлялись определенные суммы денег. Такие программы существуют уже порядка 10 лет. Сегодня этот сектор развился и в меньшей степени зависит от дотаций государства. У компаний уже появились собств ресурсы, появился венчурный фонд. Поэтому в ближайшие годы в канаде государственные программы, скорее всего, будут свернуты.
В Сингапуре и США государство до сих пор активно финансирует венчурные фонды, поддерживая рискованные стартапы.
Беларусь же рисковать боится. Государство готово вкладывать деньги только в то, что точно принесет доход. И оно транслирует такую несмелую модель поведения в общество. «При таком подходе оригинальные идеи не получат своего выхода», - говорят специалисты.
Технологии не нужны ни государству, ни бизнесу
Эксперты отметили, что программы поддержки инноваций направлены в основном на крупные государственные компании, стартапы же не вообще финансируются. В стране еще не сформированы венчурные фонды, которые поддерживали бы стартапы.
Хотя вина самого малого бизнеса в этом тоже присутствует. Эксперты констатировали, что сегодня 80% предпринимателей – это случайные люди. Белорусский бизнес не инновационен, не корпоративен, не хочет учиться. “Многие надеются простоять в киоске всю жизнь”.