Шантаж белорусского правителя оказался безуспешным.
Генпрокуратура Белоруссии удовлетворила российский запрос об экстрадиции гендиректора ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера. Поскольку в России он был заочно арестован судом, при пересечении границы его взяли под стражу. Источники российского издания «Коммерсант» говорят, что выкуп в $100 млн за топ-менеджера не платился.
Как сообщили вчера в генпрокуратуре Беларуси, ведомство удовлетворило просьбу Генпрокуратуры России об экстрадиции Владислава Баумгертнера, содержащегося под стражей в Минске с 26 августа. Свое решение ведомство объясняет тем, что в России генеральному директору «Уралкалия» СКР заочно предъявил обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 201 УК (организация злоупотребления полномочиями), он был заочно арестован Басманным райсудом и объявлен в международный розыск.
Как подчеркнули в республиканской генпрокуратуре, просьба российских коллег соответствовала требованиям Минской конвенции от 1993 года, а обвинения, выдвинутые в России против господина Баумгертнера, аналогичны предъявленным ему в Белоруссии, поэтому препятствий для экстрадиции топ-менеджера «Уралкалия» «для привлечения его к уголовной ответственности» не имеется. К тому же соответствующее постановление генпрокуратуры Беларуси сам обвиняемый обжаловать не стал. Вчера вечером в Минске господин Баумгертнер был передан сотрудникам правоохранительных органов России, которые уже ночью доставили его на самолете в Москву.
Стоит отметить, что решение об экстрадиции было принято через три дня после официального объявления о продаже Suleyman Kerimov Foundation всех принадлежавших ему акций «Уралкалия» группе ОНЭКСИМ Михаила Прохорова и совладельцу компании Дмитрию Мазепину. Последнего считают бизнесменом, близким к Лукашенко, который с момента ареста Владислава Баумгертнера жестко требовал смены акционеров «Уралкалия», считая этот пункт, как и выплату ущерба в $100 млн, одним из непременных условий освобождения арестованного.
В Москве господина Баумгертнера, находившегося в последнее время под домашним арестом, ожидает СИЗО. 6 ноября Мосгорсуд, отклонив жалобу защиты гендиректора «Уралкалия» на его заочный арест, в своем решении отметил, что следствием собрано достаточных оснований для избрания этой меры пресечения, обвинение основано на объективных данных, а предъявлено «при наличии достаточных доказательств», подтверждающих причастность господина Баумгертнера к совершению инкриминируемого деяния. Оснований сомневаться в представленных следствием материалах у суда «не имелось». В дальнейшем следствие и суд могут избрать для него тот же домашний арест, освобождение под подписку или залог.
Представители «Уралкалия» освобождение Владислава Баумгертнера комментировать не стали. Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что ни компания, ни действующие акционеры не платили выкуп за топ-менеджера и не перечисляли Минску деньги, в которые республика оценила свой ущерб,— $100 млн. В то же время один из собеседников говорит, что она стала «доброй волей» белорусского правителя после заявления о скорой смене акционера. Другой источник добавляет, что договоренности об этом были достигнуты ранее на «более высоком некорпоративном уровне». И теперь, когда официально подтвердилась информация о новом акционере, который придет на смену Сулейману Керимову, белорусская сторона выполнила свои обещания.
Владислав Баумгертнер был задержан в Минске 26 августа, ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении властью и служебными полномочиями и применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Через месяц мера пресечения была заменена на домашний арест, уточнено обвинение. В конце октября на 2 месяца продлены сроки расследования уголовного дела в отношении гендиректора «Уралкалия», он оставлен под домашним арестом.
После того, как Баумгертнер был переведен под домашний арест, представители посольства России один раз встречались с ним. На той встрече он не высказал пожеланий и жалоб.
Экстрадиции и освобождения Владислава Баумгертнера неоднократно требовали представители власти Российской Федерации.